Программа, методические указания и задания к семинарским занятиям и самостоятельной работе для студентов специальности 030501.65 «Юриспруденция», страница 17

Программные вопросы

1. Понятие предупреждения преступности.

2. Система предупреждения преступлений и ее функции: регулятивная, охранительная, воспитательная. Общее, специальное и индивидуальное предупреждение преступности. Классификация мер предупреждения преступности.

3. Принципы предупреждения преступности. Классификация субъектов предупреждения преступности. Объекты предупреждения преступности.

4. Криминологическое планирование и прогнозирование в системе предупреждения преступности (понятие и значение, виды).

5. Возникновение, основные этапы и направления развития криминологии. Криминология как учебная дисциплина в университетах США, Италии, Германии, Франции.

6. Социологические теории: «множественности факторов», «дифференциальной ассоциации», «социальной дезорганизации», «конфликта и согласия», «контроля» и др. Достоинства и недостатки социологического направления криминологии.

7. Биосоциальное направление в криминологии: расовые теории, антропологические, фрейдистские, генетические и др. Консервативный характер данного направления, его влияние на уголовное законодательство и программы предупреждения преступлений.

8. Концепции предупреждения преступности. Научное обеспечение профилактических программ и нормативных актов. Комплексное криминолого-профилактическое законодательство в борьбе с организованной преступностью и коррупцией в США и Италии.

Контрольные вопросы и задания

Задание 1

Какое из приведенных суждений представляется вам наиболее правильным и почему:

1.    в основе причин преступности лежат определенные экономические факторы;

2.    причинами преступности прежде всего являются дефекты общественного сознания;

3.    причины преступности прежде всего коренятся в индивидуальном сознании части граждан;

4.    в обществе нет социальных корней преступности, и причины преступных проявлений следует искать в явлениях иного порядка;

5.    в обществе нет причин преступности, речь должна идти только об условиях, способствующих проявлению пережитков в сознании людей;