Возьмем ли мы военно-морские, сухопутные или военно-воздушные силы, комиссию по атомной энергии, управление газового хозяйства или энергоснабжения, крупный промышленный концерн, мы обнаружим, что во всех случаях возникает потребность в новых установках или оборудовании. К их техническим характеристикам и масштабам поставок будут предъявляться определенные требования. В одних случаях проектирование будет выполняться заказчиком, в других — заказчик попросит промышленность дать свои предложения. Какой бы метод ни был принят, на промышленных фирмах будут размещены заказы на производство изделий по утвержденным проектам.
Ясно, что любая сделка между двумя сторонами должна базироваться на полном и четком описании заказчиком своих требований, с указанием нужных ему значений различных пара метров. В то же время потребители данной категории вынуждены очень во многом полагаться на своих поставщиков и требовать от них гарантий в том, что в обмен на затраченные деньги они своевременно получат товар соответствующего качества и надежности.
Это делается самыми разными способами,, анализ которых приводит к ценным выводам.
Государственные ведомства как потребители. Возьмем для начала военную технику. Те, кто определяют стратегические нужды страны, устанавливают потребность в подводных лодках и кораблях, самолетах и танках, вооружении и боеприпасах, предметах общего назначения и обмундирования. Мы не рассматриваем вопрос о том, как заказы размещаются на промышленных фирмах, но можно считать, что, как правило, работа по заказам военного ведомства составляет лишь небольшую долю в общем обороте фирмы-подрядчика. Во многих случаях изделия носят специальный характер, но даже когда они не отличаются новизной, от них требуется соответствие специальным требованиям к качеству. Особый характер продукции иногда требует крупных капиталовложений на создание и приобретение оборудования, и эти затраты несет государственное ведомство. Часто возникает необходимость в координации программ поставки различных изделий в крупных количествах.
Таким образом, вполне естественно желание государственных ведомств иметь уверенность в том, что их заказы будут выполнены. В течение многих лет в прошлом они пытались обрести такую уверенность путем назначения большого количества государственных представителей на заводах фирм-поставщиков якобы для надзора за работой и наблюдения за тем, чтобы поставляемые изделия соответствовали технической документации.
В последнее время все шире распространяется понимание того, что это дорогой и не очень эффективный способ обеспечения качества. Все шире принимаются такие принципы обеспечения качества, в соответствии с которыми ответственность за поставку товаров требуемого качества возлагается на подрядчика. Заказчик оставляет за собой лишь право убедиться в том, что подрядчик понимает поставленную перед ним задачу и что ни его фирме имеется соответствующая система контроля за iпополнением этой задачи.
Наверное, для того, чтобы обе стороны полностью освоились с таким подходом, потребуется определенное время. В частности, сейчас часто возникают ошибки в составлении технической документации и в умении отличать организацию от системы.
Чтобы разобраться в этих вопросах, вернемся к основам.
В большинстве случаев при поступлении заказа приходится примерять противоречия между требованиями к рабочим характеристикам, удобствами в эксплуатации, надежностью, ценой и сроками поставки. Неудивительно, что разрешение противоречий между этими требованиями иногда занимает весьма значительное время в тот период, который должен быть отпущен на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и доводочные работы. Зачастую заказ передается промышленности до того, как он полностью согласован и определен. Во всяком случае, к этому моменту потеряно уже столько времени, что нередко пренебрегают четкой формулировкой технического задания — не говоря уже о том, что иногда его можно сформулировать только при наличии опыта эксплуатации изделия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.