Тяжеловесные и крупногабаритные грузы. Способы укрупнения транспортной единицы

Страницы работы

Содержание работы

Глава 6    ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ И КРУПНОГАБАРИТНЫЕ ГРУЗЫ

§ 6.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

Тяжеловесные грузы очень разнообразны по форме, размерам, массе, виду упаковки. К ним относят: самоходную и несамоходную технику на колесном и гусеничном ходу; укрупненные    транспортные    единицы в виде пакетов, блок-пакетов, контейнеров, блок-контейнеров, железнодорожных вагонов, на ролл-трейлерах, на лихтерах; оборудование в ящиках и без упаковки; металлогрузы (рассмотренные в гл. 5); особо тяжеловесные грузы массой свыше 35 т.

Общими чертами технологической характеристики этих грузов являются:

большая масса и значительные размеры одного грузового места; необходимость сложного специального крепления на транспортных средствах; возможность перегрузки только комплексно-механизированным  способом;

приспособленность большинства грузов к хранению на открытой складской площади.

Ряд грузов может быть перегружен с использованием универсального подъемно-транспортного оборудования на универсальных перегрузочных комплексах морских портов. Для многих грузов требуется специальное дорогостоящее перегрузочное оборудование. Характерной особенностью технологического процесса перегрузки укрупненных транспортных единиц является специализация не по роду груза, а по способу укрупнения грузового места, так как для унифицированной укрупненной транспортной единицы практически не имеет значения, что в ней находится. Из-за таких специфических особенностей технологическая планировка и схемы механизации перегрузочных комплексов для перегрузки тяжеловесных грузов отличаются большим разнообразием, и их целесообразно рассмотреть раздельно по группам однородных в технологическом отношении грузов.

§ 6.2. СПОСОБЫ УКРУПНЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЕДИНИЦЫ

Основными направлениями совершенствования технологического процесса перевозки груза являются укрупнение и унификация грузовых мест. Чем крупнее грузовое место, тем больше количество груза может быть перемещено перегрузочной машиной за один рабочий ход без трудоемких и длительных операций по комплектованию «подъема». Следовательно, тем выше будет интенсивность обработки транспортных средств, ниже трудоемкость и себестоимость перегрузочных операций, выше провозная способность транспортных средств.

Унификация грузовых мест  предусматривает ограничение числа типоразмеров грузовых мест, оптимизацию их по форме и размерам с точки зрения удобства перевозки и перегрузки.

Технические средства, с помощью которых грузовые места укрупняют, называют средствами укрупнения. К ним относятся:   пакетообразующие средства; приспособления для образования блок-пакетов; контейнеры, фле-ты, болстеры; подвижные (накатные) средства укрупнения (ролл-трейлеры, контрейлеры, полуприцепы); платформы, лихтеры. От типа средства укрупнения грузового места зависит способ укрупнения, т. е. форма предъявления груза: пакет, блок-пакет, контейнер, флет, болстер, ролл-трейлер, полуприцеп, блок-контейнер, лихтер (рис.6.1).

Ниже рассмотрена краткая характеристика способов укрупнения грузового места. В пакетированном виде перевозят тарно-штучные грузы, металлы и металлоизделия, строительные материалы, лесоматериалы. Способы пакетирования тарно-штучных грузов можно разделить на две группы: на поддонах; без поддонов. По материалу изготовления поддоны делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, картонные, бумажные. По конструкции поддоны делятся на двухнастильные и однонастильные, а также на одно-, двух- и четырехза-ходные. Размеры поддонов в плане согласно стандарту ИСО (международная организация по стандартизации) могут быть 800Х1200 мм, 1000Х XI 200, 1200Х1600 мм и др., из которых основными являются железнодорожные поддоны для перевозки грузов в железнодорожных вагонах размером в плане 800х1200 мм и морские поддоны для перевозки грузов в морских судах размером в плане 1200Х1600 мм.

Наиболее распространенным в отечественных морских портах является   деревянный двухнастильный двухзаходный поддон. Нижний настил делается для устойчивости штабеля груза в пакетах. Соответственно однонастильные поддоны имеют более плохую устойчивость, хотя занимают меньший объем. Двухзаходными поддоны называются потому, что погрузчик может взять поддон с двух противоположных сторон. Морские поддоны делаются только двухзаходными. Железнодорожные поддоны могут быть двух- и четырех заходными.

Поддоны

Иногда применяют поддоны четырехзаходные, допускающие захват их вилами погрузчика со всех четырех сторон. При перегрузке грузов в жесткой плоской таре возможно применение однонастильных поддонов (см. рис. 2), имеющих один настил на брусках или ножках.

Для развития международных перевозок установлен международный стандарт на плоские поддоны размерами 800 х 1000; 800 х 1200 и 1000 х х 1200 мм.

В некоторых случаях, особенно при необходимости возвращения поддонов в обратном направлении порожнем, применяют облегченные поддоны одноразового использования. Их делают из многослойного гофрированного картона или другого дешевого материала.

При отправке штучных грузов из порта без поддонов для уменьшения ручных работ используют так называемые гребенчатые и шашечные поддоны (см. рис. 2). Груз укладывают на такой поддон в пакет, под который подводят специальный многовилочный захват погрузчика. Снятый с гребенчатого поддона пакет транспортируют погрузчиком к месту складирования и при помощи сталкивателя сдвигают в штабель.

Подавляющую часть плоских поддонов изготовляют из дерева, но в последние годы стали находить все большее применение поддоны из пластмасс, которые имеют небольшую собственную массу (12-18 кг) и значительный срок службы (до 15 лет). Применяют также металлические сварные поддоны (стальные и дюралевые). Настил таких поддонов делают из листа или сетки.

Для перевозки мелких и ряда других грузов, которые не поддаются пакетированию на плоских поддонах, применяют стоечные и ящичные поддоны (см. рис. 2). Их изготовляют с несъемными или разборными (складными) стенками. Эти поддоны могут быть деревянными, металлическими, иногда их каркас выполняют из металла, а днище и стенки обшивают досками. Ящичные поддоны по сравнению с плоскими обеспечивают при равных размерах пакетирование пакетов большей массы, позволяют хорошо сохранить груз, обходятся дешевле крытых контейнеров, в сложенном виде занимают сравнительно небольшой объем.

Похожие материалы

Информация о работе