Тяжеловесные и крупногабаритные грузы. Способы укрупнения транспортной единицы, страница 2

Стоечные поддоны более легкие, чем ящичные, в то же время они надежно предохраняют уложенный на них груз от разваливания в процессе транспортирования и перегрузки.

В некоторых случаях плоские и ящичные поддоны делают на роликах, что облегчает их горизонтальное перемещение, а при укладке на стеллажи (благодаря наклону направляющих) они могут перемещаться под действием силы тяжести.

Эффективность использования поддонов зависит от скорости их оборота и использования грузоподъемности. Необходимо стремиться к такому  размещению груза на поддоне, чтобы пакет был прочен и использовалась вся его полезная площадь. При этом свесы груза в сторону не должны превышать 50мм, а высота пакета-1,6м.

Основное преимущество поддона перед другими пакетирующими средствами состоит в том, что он позволяет захватывать пакет вилочным погрузчиком без участия вспомогательных рабочих и производить автоматическое формирование пакетов с помощью специальных пакетоформирующих машин.

Способ укладки грузов на поддоны зависит от вида, размеров и прочности тары, физико-химических свойств груза, высоты укладки в штабели, способа перегрузки и т.д. Обычно рациональный способ укладки вырабатывается на основе опыта перевозки и перегрузки грузов на поддонах. Для лучшего использования площади поддонов разработаны унифицированные размеры тары, согласованные с размерами стандартных поддонов. На рис. 3 приведено несколько типичных схем укладки грузов на поддоны.

Для сохранения пакета в процессе перегрузки и перевозки груз на под доны укладывают с «перевязкой». Кроме того, применяют различные способы крепления его на поддонах, определяемые типом и размерами тары, свойствами груза и особенностями его укладки на поддон, видом транспорта и технологией перегрузки. Чаще всего грузы крепят (рис. 4) крепежными (стальными, бумажными, парусиновыми) лентами, пеньковыми канатами и проволокой, отрезками ленты и гвоздями, уголками, соединенными гибкой связью, накидными скобами, деревянными рамами и сетками, прокладками из бумаги между слоями.

Ценные грузы на поддонах упаковывают в термоусадочную полиэтиленовую пленку (прозрачную и-iii непрозрачную), плотно облегающую весь груз во время транспортировки и перегрузки и предохраняющую его от загрязнения, атмосферных осадков и разрушения пакета.

Часть штучных грузов, сформированных в пакеты или пачки, можно перевозить и хранить на прокладках (фанера, картон, кровельное железо и др.). При штабблировании между отдельными местами или пачками таких грузов кладут деревянные бруски, которые позволяют захватывать груз вилочным погрузчиком. Однако при этом требуются вспомогательные рабочие для уборки или укладки прокладок на штабель.

Все более широкое распространение получает перевозка грузов в пакетах без поддонов (рис. 5), что позволяет на 10-15% увеличить коэффициент загрузки транспортных средств и исключает необходимость возврата поддонов. Пакеты формируют на транспортируемых брусках, в пачках с отверстиями для ввода захватного устройства, из грузов, конфигурация которых позволяет вводить вилочный захват, и т.п. В таких пакетах перевозят шифер, асбоцементные трубы, сухую штукатурку, алюминиевую чушку и т. п. Пакетирование в пачки с обвязкой металлической лентой или проволокой особенно широко применяют при перевозке сортового металла, который формируют на месте производства и в таком виде доставляют потребителю.