2.2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПОРТА
Показатели оценивают разные стороны производственной деятельности порта. Характерны две формы их выражения: абсолютным значением— количественные показатели, относительным или сравнительным значением — качественные показатели. В плане показатели намечают объем, содержание и характеристики производственной продукции с точки зрения требований к порту как транспортному предприятию, которые отвечают направлению развития экономики страны и. соответственно, отрасли. Учет и отчетность по этим показателям являются средством контроля работы морских портов и с их помощью можно выявить недостатки, вскрыть резервы и наметить пути улучшения работы порта.
С переходом Министерства морского флота на полный хозяйственный расчет и самофинансирование сформирована и введена в действие с января 1987 г. соответствующая система показателей.
Количественные показатели сведены по порту в две группы:
утверждаемые министерством как основные, по которым оценивается результат деятельности порта;
расчетные, не предусмотренные планом, но имеющие большое значение для обоснования утверждаемых показателей или увязки планов. Последние показатели доводятся министерством до пароходства (порта) расчетном и не учитываются при оценке выполнения плана.
Утверждаемые для порта показатели содержат:
объем перегрузочных работ в тоннах как количественный показатель грузооборота порта.
общую прибыль от всех видов деятельности — важнейший обобщающий экономический показатель, который положен в основу хозяйственной деятельности порта как главный источник производственного и социального развития. рост производительности труда по основной эксплуатационной деятельности в сопоставимых доходах на одного работника производственного персонала.
Показатель производительности труда работников эксплуатационной деятельности определяется как отношение общей суммы сопоставимых доходов к среднесписочной численности работников производственного персонала. В состав доходов, применяемых для исчисления производительности труда из сумм прироста (уменьшения) фонда заработной платы по отчету за соответствующий период, для порта включаются:
¨ доходы по портовому хозяйству;
¨ доходы вспомогательных производств и хозяйств;
¨ разница между диспачем полученным и демереджем уплаченным;
¨ разница между суммой штрафов, полученных портом от грузоотправителей (грузополучателей), и суммой штрафов, уплаченных портом за невыполнение условий прямых договоров на перевозку и перегрузку грузов.
К производственному персоналу относятся все работники эксплуатационной деятельности порта, кроме персонала, занятого на капитальном ремонте береговых сооружений, жилищных, культурных и бытовых учреждений и других лиц непроизводственной деятельности. Общая численность работников производственного персонала отражается в статистической отчетности о выполнении плана по труду.
Расчетные для порта показатели характеризуют основную производственную деятельность порта и связанные с этим расходы ресурсов и средств.
По производственной деятельности количественные показатели, кроме грузопереработки в тонно-операциях, включают число обрабатываемых портом перевозочных средств для каждого вида транспорта:
¨ морского (судооборот),
¨ железнодорожного (вагонооборот),
¨ автомобильного (машино-оборот).
Кроме того, по пассажирскому флоту учитывается пассажирооборот общим количеством прибывших и отправленных портом пассажиров на судах в течение года.
Учет и статистическая отчетность выполнения этих показателей отображают движение судов, грузов и пассажиров по видам плавания за год с учетом принадлежности флага судов.
Информация приводится укрупненно: по каждому виду плавания отмечается число судов и их регистровая вместимость нетто тонн, по направлениям (приход, отход). В том числе количество пассажиров РФ.
По смежным видам транспорта форма, периодичность и реквизиты отчетности оговорены; по вагонообороту — в узловом соглашении, которые заключается - между портом и управлением железной дороги, по машинообороту — в местных договорах порта с трансагентствами.
Качественные показатели производственной деятельности порте содержат следующие.
Степень механизации труда (Ксм) выражает отношение количества человеко-часов по управлению перегрузочными машинами (Ем) к общему количеству человеко-часов всех портовых рабочих, занятых в перегрузочном процессе (Е ), т. е.
(2.1)
Коэффициент перевалки Кпер характеризует среднее число грузовых операций, проводимых с каждой тонной груза в порту. Определяется отношением объема грузооборота в тонно-операциях к грузопереработке в физических тоннах , т. е.
(2.2)
Коэффициент транзитности Кпр, учитывает долю прямого варианта перегрузки грузов. Определяется отношением количества тонн, перегружаемых по прямому варианту Qnp, к грузообороту, т. е.
(2.3)
Коэффициент складирования Кскучитывает долю складского варианта перегрузки груза:
(2.4)
Согласно взаимосвязи перечисленных коэффициентов с увеличением коэффициента транзитности соответственно уменьшаются коэффициенты перевалки и складирования. В результате снижается трудоемкость перегрузочного процесса, потребная площадь склада для хранения грузов. ускоряется доставке грузов к тем самым улучшаются показатели работы порта и транспортного процесса в целом
Затраты к использование ресурсов порта в количественном, отношении характеризуют следующие показатели:
¨ по причальному фронту — нормативное и фактически затраченное время на обработку судов по каждому причалу, производственно-перегрузочному комплексу; порту в целом с разбивкой на грузовые и вспомогательные операции и на простои;
¨ по перегрузочному оборудованию (в группировке по типам машин) — количество перегруженного груза, нормативное
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.