Тема №7.Умственное воспитание и обучение дошкольников.
Основные понятия: умственное воспитание и умственное развитие; сенсорное развитие, сенсорное воспитание, сенсорные эталоны, обследовательские действия; обучение, типы обучения, модели, дидактические принципы, методы.
Умственное развитие как совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом, под влиянием среды, специально организованного воспитания и обучения, собственного опыта. Учет особенностей умственного развития дошкольников: высокий темп, преобладание образных форм познания, взаимовлияние умственного развития на другие стороны развития.
Показатели умственного развития.
Умственное воспитание - планомерное, целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью формирования системы знаний, развития познавательных интересов, познавательных процессов и умения применять знания в разных видах деятельности.
Исследования А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова об особенностях, закономерностях и системе умственного воспитания дошкольников.
Задачи и средства умственного воспитания.
Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания: основные понятия, история вопроса, задачи, содержание, средства и методика работы.
Дошкольная дидактика. Своеобразие процесса обучения и становление предпосылок учебной деятельности у дошкольников. Дидактические принципы. Модели, типы обучения. Организационные формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная. Современные требования к организации занятий. Методы и приемы обучения, их классификация, своеобразие использования в разных возрастных группах.
Необходимо знать:
- задачи, содержание, формы, методы и средства умственного воспитания и обучения дошкольников
- этапы освоения детьми сенсорных эталонов и методику работы по сенсорному воспитанию
- современные требования к организации и проведению занятий
Необходимо уметь;
- использовать разнообразные средства сенсорного и умственного воспитания дошкольников
- применять современные инновационные технологии в обучении детей дошкольного возраста
Самостоятельная работа.
1. Проанализировать содержание образовательной программы, которая реализуется в базовом дошкольном учреждении, по вопросам сенсорного воспитания.
2. Выписать характеристику основных типов обучения: прямого, проблемного, опосредованного (уч. пос. «Дошкольная педагогика» п/р Козловой, Куликовой).
3. Дать сравнительный анализ форм организации обучения в ДОУ (уч. пос. «Дошкольная педагогика» п/р Козловой, Куликовой).
4. Составить сводную таблицу «Методы и приемы обучения дошкольников», используя знания из частных методик.
5. Составить конспект комплексного занятия для своей возрастной группы.
6. Составить рекомендации для родителей «Как отвечать на детские вопросы».
Тема № 8. Социально-нравственное воспитание дошкольников.
Основные понятия: нравственное развитие, нравственное воспитание, социализация, механизм нравственного воспитания, методы нравственного воспитания.
Дошкольный возраст как период повышенной восприимчивости к социальным воздействиям. Роль взрослого как "социального проводника". Механизм социально-нравственного воспитания дошкольников, задачи. Основные средства: общение, собственная деятельность, окружающая атмосфера и обстановка в ДОУ и семье, природа, художественно-эстетические средства.
Содержание нравственного воспитания, его специфика в разных возрастных группах: воспитание гуманности, коллективизма, культуры поведения, воспитание начал патриотизма и гражданственности. Воспитание юного петербуржца.
Методы нравственного воспитания дошкольников.
Необходимо знать:
- механизм социально-нравственного воспитания
- задачи и содержание нравственного воспитания дошкольников
- методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.