Содержание учебного курса и некоторые технологические компоненты его освоения.
Тема I.Дошкольная педагогика как отрасль педагогического знания.
Основные понятия: дошкольнаяпедагогика, образование, воспитание, предмет, объект, задачи, методы, средства, возрастная периодизация.
Дошкольная педагогика как наука об образовании, воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу.
Предмет дошкольной педагогики - процесс образования, воспитания детей до 7 лет, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, их своеобразие. Объект - ребенок от рождения до поступления в школу.
Основная задача дошкольной педагогики - разработка содержания и методов личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, семье.
Возрастная периодизация в педагогике. Критерии выделения возрастных периодов - история и современность (Аристотель, Я.А.Коменский, П.Ф.Лесгафт, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин о возрастной периодизации).
Дошкольный возраст как уникальный период, где закладываются фундаментальные основы личности и индивидуальности. Основные особенности детей дошкольного возраста.
Развитие теории и практики дошкольного образования в России и за рубежом: «Материнская школа» Я.А.Коменского; «Школа для малолетних детей» И.-Г. Песталоцци; «Новый институт для образования характера» Р.Оуэна; система работы детских садов Ф.Фребеля; М.Монтессори. Первые детские сады России. Основные вехи становления и развития системы дошкольного образования в нашей стране в ХХ - ХХ1 в.в.
Основные документы, определяющие работу дошкольного образовательного учреждения на современном этапе: Закон об образовании РФ, Концепция дошкольного воспитания, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, программы по дошкольному образованию.
Характеристика различных типов современных дошкольных образовательных учреждений.
Необходимо знать:
- место курса «Дошкольная педагогика» в профессиональной подготовке специалиста, цель и задачи курса
- основные документы, определяющие работу дошкольного образовательного учреждения
- основные вехи развития теории и практики дошкольного образования в России и за рубежом
Необходимо уметь:
- работать с основными документами, определяющими развитие дошкольного образования
- обосновывать поведение дошкольников их возрастными особенностями
Самостоятельная работа.
1. Подготовить сообщение на тему "Страницы истории дошкольного образования в России и за рубежом" (уч.пос. «История дошкольной педагогики» п/р Шабаевой).
2. Проанализировать Концепцию дошкольного воспитания, Положение о дошкольном образовательном учреждении с позиций приоритетных задач, содержания, форм, методов, средств образования и воспитания дошкольников на современном этапе.
3. Составить фотозапись поведения реального ребенка-дошкольника, обосновать особенностями возраста.
Тема № 2 . Воспитание и развитие детей раннего возраста.
Основные понятия: ведущие линии развития, особенности детей раннего возраста, диагностика нервно-психического развития.
Исследования по проблеме: Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, М.Ю.Кис-тяковская, Л.Н.Павлова, Г.Г.Григорьева. Значение периода раннего детства, роль взрослых.
Ребенок раннего возраста, особенности его развития: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития, потребность в общении и индивидуальном контакте со взрослым, повышенная ранимость организма, сенсо-моторная потребность, впечатлительность, эмоциональность, подражательность. Особенности развития предметной деятельности, общения. Приобретение первоначального социального опыта. Ведущие виды деятельности детей на первом, втором, третьем году жизни.
Особенности построения режима дня и методики проведения режимных процессов в группах раннего возраста.
Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.