Бельская Н.С.
Игры и упражнения при обучении детей 5-7 лет
составлению рассказов по пейзажам
«Подлинную красоту воспринимает только чистая,
прекрасная душа. Душа ребенка…»
Э. Межелайтис.
Спросите взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он обязательно назовет: красивый летний луг, цветущий весенний сад, яркое синее небо, молодую красивую маму и добрую бабушку…. Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступками.
Искусство пробуждает у детей эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию и красоту природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку.
В нашем детском саду работа по ознакомлению детей с пейзажной живописью долгое время велась по традиционной системе. Мы сделали вывод, что данные методы и приемы не дают возможность ребенку полностью погрузиться в картину, эмоционально прочувствовать ее и в дальнейшем составить по ней полноценный творческий рассказ.
В рамках эксперимента мы решили использовать в работе по данному направлению, хорошо зарекомендовавшее себя пособие «Имена признаков», расширив его понятиями «настроение» и «история». Разработанные нами игры и упражнения на основе пособия «Имена признаков» позволили за небольшой срок добиться следующих результатов:
1. Длительное и детальное всматривание ребенка в картину:
- определение цветовой гаммы,
- выделение объектов на картине, сравнение их на различных картинах, установление связей между объектами и картинами между собой,
- определение временного промежутка на картине.
2. Проявление эмоционального отношения ребенка к произведению искусства, определение настроения картины.
3. Развитие творческого воображения: придумывание историй по картине с перемещением в нее знакомых сказочных героев, рефлексия.
4. Составление небольших речевых зарисовок.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данному направлению, побуждать детей к составлению полноценных рассказов по пейзажам, используя разработанный совместно с детьми алгоритм составления рассказа по пейзажу.
Этапы работы с детьми по обучению составления рассказа по пейзажу.
1 шаг. Предложить вниманию детей большое количество пейзажей, около 10.
Картины должны быть разные по признакам: размера, цветовой гаммы, содержания.
Расположить их надо на уровне глаз детей и рассматривать картины с расстояния.
Познакомить детей с понятием «вернисаж», «фотовыставка»
Предварительная работа: рассмотреть с детьми каждую картину отдельно, дать название, обсудить детали, цветовую гамму, свое отношение к картине.
2 шаг. Доказать, что на выставке только пейзажи, использовать выражения:
- во-первых…
- во-вторых…
- в-третьих…
Подвести итог – «Это картины по жанру – пейзажи».
3 шаг. Используя пособие по именам признакам рассмотреть с детьми такие признаки, как:
ЦВЕТ. Рассмотреть выбранную картину издалека, назвать основной, преобладающий цвет. Вывод: в пейзаже всегда присутствует цвет.
Можно использовать такие игры как:
«Я вижу пять цветов на картине», «Солнечный свет», «Пастельные тона»,
«Краски», «Аукцион» и т.д.
ВРЕМЯ. Предложить определить время на картине (время года, части суток)
Вывод: в пейзаже всегда присутствует время.
Игры: «Что сначала, что потом», «Измени часть суток», « Времена года»,
«Лента времени» и т.д.
ЧАСТИ. Для выделения объектов на картине необходимо подойти ближе,
Предложить посчитать объекты, не называя их, указать только количество.
Вывод: в пейзаже всегда присутствуют различные объекты.
Игры: «Найди сходства и различия», «Найди самый большой и самый маленький объект», «Да-нетка», «Раз, два, три к объекту беги» т.д.
4 шаг. Предложить детям определить настроение картины. Использовать модели настроения (радостное, лучистое, тревожное, задумчивое, грустное).
Вывод в пейзаже всегда присутствует настроение.
5 шаг. В каждом пейзаже зашифрована какая-то история.
Предложить рассказать небольшую историю о том, что могло бы произойти в этой картине.
- Я смотрю на картину и представляю, что…
Игры: «Художественный салон», «Библиотека сказок», «Художникиллюстратор», «Сказка заблудилась» и т.д.
6 шаг. Рефлексия. Осознание детьми: что делали, как и зачем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.