Игры и упражнения при обучении детей 5-7 лет составлению рассказов по пейзажам, страница 2

Итоговое занятие по рассматриванию  пейзажей

с детьми 5-7 лет

Цель: побуждать детей к длительному и детальному всматриванию в картину, развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения, умение работать с моделями имен признаков; воспитывать желание проявлять эмоциональное отношение  к пейзажу.

Предварительная работа: рассматривание каждой картины в отдельности, выбор названия картины, определение цветовой гаммы, выделение объектов на картине и установление между ними связей, сравнение пейзажей одного типа между собой, составление небольших речевых зарисовок.

Оборудование:  10-12 пейзажей разнообразных по размеру, цвету,  климатическим зонам, временным отрезкам и т.д.;  пособие  «Имена признаков»; модели различного настроения по кол-ву  пейзажей;  карточки с изображением героев сказок.

Ход занятия:

Дети входят в зал по музыку  Р.Паульса  «Вернисаж», рассматривают представленные там  фоторепродукции.

- Сегодня мы с вами посетим вернисаж. Как выдумаете, что обозначает это слово? Выставка  большого количества разнообразных картин. Можно ли сказать, что мы  с вами присутствуем на вернисаже пейзажей. Предложить детям доказать утверждение, привести аргументы:

- во-первых – присутствует много картин,

- во-вторых – на всех картинах изображена природа, как живая, так и неживая.

- в-третьих – на картинах отсутствует рукотворный мир и человек.

- Все ли представленные на выставке картины являются пейзажем?

Дети  находят и исключают картину, на которой изображены портреты или сюжет.

Вывод: в пейзаже всегда присутствует природа живая и неживая, в большей степени; могут также присутствовать объекты рукотворного мира и человек, но в меньшей степени (не основные объекты).

- Чтобы лучше рассмотреть пейзажи позовем на помощь наше пособие «Имена признаки».

схему какого признака я показываю? 

- ЦВЕТ. Всегда ли в пейзаже присутствует цвет?

- Я вижу пять цветов на картине «Березки-подружки» (дети называют цвета), а 6,7, 8, 9; все цвета не перечислить, но в основном преобладает желто-зеленый цвет.

Предложить определить и назвать основной, преобладающий цвет у 2-3 картин.

Правило: В пейзаже всегда присутствует цвет.

Поместить модель «цвет» на доску.

- Схема какого признака нам поможет сейчас?

- ЧАСТИ. Предложить рассмотреть картины через «подзорную трубу» и назвать увиденный объект (скалистый берег, яркое солнце,  хмурая туча), предложить сосчитать объекты на выбранной картине, озвучить результат на примере 2-3 картин.                                                                                   

- Игра « Раз, два, три к дереву беги», повторить несколько раз меняя объект ( вода, небо, солнце и т.д.).

Правило: В пейзаже всегда присутствуют объекты, все не перечислить, но можно выделить главные.

Поместить модель «части» на доску.

- Следующий признак – ВРЕМЯ.

- Можно ли по пейзажу определить время? Какое?

- Предлагаю вам выбрать для себя пейзаж и рассказать,  какое время отображено на нем.

Дети подходят к картинам:

- на картине «Игривая волна» изображен ясный летний день, потому что…,

- на картине «Сказочный лес»  изображено зимнее утро, потому что…,

- на картине  «Березки-подружки» изображен молодой лес, а на картине «Старый лес»

старый, потому что ….

Правило: По пейзажу всегда можно определить время ( время года, часть суток и т.д.).

Поместить модель «время» на доску.

- У меня есть еще одна схема. Как вы думаете, что она означает? НАСТРОЕНИЕ.

- Предлагаю вам выбрать пейзаж и определить настроение, которое он вызывает.

Дети выбирают модель настроения и прикрепляют ее к выбранной картине. Модели отображают различное  настроение (страх, восхищение, задумчивость, радость, грусть и т.д.)

Предложить 2-3 детям аргументировать свой выбор и рассказать о настроении, которое вызывает та или иная картина.

- Когда я смотрю на картину  «Золотая осень» мне становиться  немного грустно, потому что …..

Один и тот же пейзаж  может вызвать у детей различные чувства.

Правило:  Пейзаж всегда вызывает какое-либо настроение.

Поместить модель «настроение» на доску

- Я открою вам небольшую тайну. В каждом пейзаже спрятана своя история. Послушайте и определите, о какой картине эта история:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах… 

Дети выбирают  подходящий пейзаж  - «Игривая волна», доказывают свой выбор.

- Предлагаю нам   выбрать сказочного героя и поместить его на картину, в которой может быть спрятана его история. Дети  размещают карточки с героями сказок  и составляют небольшой рассказ, почему они выбрали именно эту картину.

Правило: в каждом пейзаже спрятана своя история.

Поместить модель «история» на доску.

Рефлексия

Что мы делали? (играли и смотрели на пейзажи)

Как играли? (находили цвет, части , время и др.)

Зачем? (чтобы составить рассказ по картинам)

- Итак, что бы составить рассказ о пейзаже надо рассказать:

- о цвете,

- об объектах,

- времени,

- о настроении,

- о герое или истории.