Итоговое занятие по рассматриванию пейзажей
с детьми 5-7 лет
Цель: побуждать детей к длительному и детальному всматриванию в картину, развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения, умение работать с моделями имен признаков; воспитывать желание проявлять эмоциональное отношение к пейзажу.
Предварительная работа: рассматривание каждой картины в отдельности, выбор названия картины, определение цветовой гаммы, выделение объектов на картине и установление между ними связей, сравнение пейзажей одного типа между собой, составление небольших речевых зарисовок.
Оборудование: 10-12 пейзажей разнообразных по размеру, цвету, климатическим зонам, временным отрезкам и т.д.; пособие «Имена признаков»; модели различного настроения по кол-ву пейзажей; карточки с изображением героев сказок.
Ход занятия:
Дети входят в зал по музыку Р.Паульса «Вернисаж», рассматривают представленные там фоторепродукции.
- Сегодня мы с вами посетим вернисаж. Как выдумаете, что обозначает это слово? Выставка большого количества разнообразных картин. Можно ли сказать, что мы с вами присутствуем на вернисаже пейзажей. Предложить детям доказать утверждение, привести аргументы:
- во-первых – присутствует много картин,
- во-вторых – на всех картинах изображена природа, как живая, так и неживая.
- в-третьих – на картинах отсутствует рукотворный мир и человек.
- Все ли представленные на выставке картины являются пейзажем?
Дети находят и исключают картину, на которой изображены портреты или сюжет.
Вывод: в пейзаже всегда присутствует природа живая и неживая, в большей степени; могут также присутствовать объекты рукотворного мира и человек, но в меньшей степени (не основные объекты).
- Чтобы лучше рассмотреть пейзажи позовем на помощь наше пособие «Имена признаки».
схему какого признака я показываю?
- ЦВЕТ. Всегда ли в пейзаже присутствует цвет?
- Я вижу пять цветов на картине «Березки-подружки» (дети называют цвета), а 6,7, 8, 9; все цвета не перечислить, но в основном преобладает желто-зеленый цвет.
Предложить определить и назвать основной, преобладающий цвет у 2-3 картин.
Правило: В пейзаже всегда присутствует цвет.
Поместить модель «цвет» на доску.
- Схема какого признака нам поможет сейчас?
- ЧАСТИ. Предложить рассмотреть картины через «подзорную трубу» и назвать увиденный объект (скалистый берег, яркое солнце, хмурая туча), предложить сосчитать объекты на выбранной картине, озвучить результат на примере 2-3 картин.
- Игра « Раз, два, три к дереву беги», повторить несколько раз меняя объект ( вода, небо, солнце и т.д.).
Правило: В пейзаже всегда присутствуют объекты, все не перечислить, но можно выделить главные.
Поместить модель «части» на доску.
- Следующий признак – ВРЕМЯ.
- Можно ли по пейзажу определить время? Какое?
- Предлагаю вам выбрать для себя пейзаж и рассказать, какое время отображено на нем.
Дети подходят к картинам:
- на картине «Игривая волна» изображен ясный летний день, потому что…,
- на картине «Сказочный лес» изображено зимнее утро, потому что…,
- на картине «Березки-подружки» изображен молодой лес, а на картине «Старый лес»
старый, потому что ….
Правило: По пейзажу всегда можно определить время ( время года, часть суток и т.д.).
Поместить модель «время» на доску.
- У меня есть еще одна схема. Как вы думаете, что она означает? НАСТРОЕНИЕ.
- Предлагаю вам выбрать пейзаж и определить настроение, которое он вызывает.
Дети выбирают модель настроения и прикрепляют ее к выбранной картине. Модели отображают различное настроение (страх, восхищение, задумчивость, радость, грусть и т.д.)
Предложить 2-3 детям аргументировать свой выбор и рассказать о настроении, которое вызывает та или иная картина.
- Когда я смотрю на картину «Золотая осень» мне становиться немного грустно, потому что …..
Один и тот же пейзаж может вызвать у детей различные чувства.
Правило: Пейзаж всегда вызывает какое-либо настроение.
Поместить модель «настроение» на доску
- Я открою вам небольшую тайну. В каждом пейзаже спрятана своя история. Послушайте и определите, о какой картине эта история:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах…
Дети выбирают подходящий пейзаж - «Игривая волна», доказывают свой выбор.
- Предлагаю нам выбрать сказочного героя и поместить его на картину, в которой может быть спрятана его история. Дети размещают карточки с героями сказок и составляют небольшой рассказ, почему они выбрали именно эту картину.
Правило: в каждом пейзаже спрятана своя история.
Поместить модель «история» на доску.
Рефлексия
Что мы делали? (играли и смотрели на пейзажи)
Как играли? (находили цвет, части , время и др.)
Зачем? (чтобы составить рассказ по картинам)
- Итак, что бы составить рассказ о пейзаже надо рассказать:
- о цвете,
- об объектах,
- времени,
- о настроении,
- о герое или истории.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.