Игры – задания как средство обучения детей формулировке противоречий, страница 5

Организация

Содержание

Дети сидят полукругом на стульчиках. Игра «Письмо от Винни-Пуха».

-  Дети, нам пришло письмо от Винни-Пуха, в котором он предлагает объяснить слова с ошибками: ледокот, самолед, сопкраб, спортклумб, путевозитель и т.д. (Кот, который любит есть лед. Лед на реке сам летает и т.д.).

-  Винни-Пух предлагает отгадать загадку природы в рассказе Ю. Могутина «Берег бродячих камешков».

Чтение рассказа до объяснения природного явления.

-  Что удивило автора? Как это может быть?

Формулирование противоречия.

-  Камень - не живой, поэтому должен не двигаться, но почему-то камень двигается самостоятельно.

Обсуждение с детьми вариантов этого природного явления. Выбор наиболее подходящего.

Физкультминутка

-  Изобразить ползущего, спящего краба.

Чтение рассказа до конца.

Составление плана-схемы рассказа вместе с детьми. Объяснение новых слов: бухта, дот, амбразура, монотонно, недоумение.

Чтение рассказа второй раз с установкой на запоминание. Пересказы двух, трех детей по схемам

Конспект 6.

Тема: Творческие задачи в литературных произведениях.

Цель: познакомить детей со сказкой А.Толстого «Жар-птица». Продолжать учить детей формулировать и решать противоречие.

Учит образованию слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход занятия:

Организация

Содержание

Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает предметные картинки. ТПФ (Волшебник размера: Увеличение-Уменишение).

-  Пришел Волшебник размера и стал все уменьшать: заяц – зайчик, кот – котик, кран – краник, стакан – стаканчик, карман – карманчик, тротуар – тротуарчик, портфель – портфельчик, огурец – огурчик и т.д. После уменьшения Волшебнику захотелось всех увеличить: волк – волчище, глаза – глазища, дом – домище, холм – холмище, рука – ручище, нога – ножище, великан – великанище.

-  В каких сказках есть великаны? («Кот в сапогах»  и т.д.).

-  В сказке А.Толстого «Жар-птица» тоже есть великан и зовут его Венька.

Чтение сказки А.Толстого «Жар-птица», до места, где великан оказался перед озером.

-  «Озеро было длинное – не перейти, а на той стороне, на ветках птичка сидит».

Административное противоречие

-  Нужно перейти на другую сторону озера. Что делать?

Техническое противоречие.

-  Если поплывет через озеро, то на том берегу  поймает  Жар птицу и все  будет  хорошо, но может  быть и плохо, если поплывет  через  широкое  озеро, то может  утонуть.

Физическое противоречие

-  «Великан  должен  перебраться  через  озеро, чтобы  поймать  птичку, и должен  оставаться  на  берегу, чтобы  не  утонуть».

Возможные варианты решения противоречия

Заманить  птичку  на   свою  сторону чем-нибудь  вкусным (объединение  с  другой  системой), построить плот, сделать воздушный шар, попросить  кого-нибудь  поймать  птичку и т.д.

Обобщить ответы детей.

Дочитать сказку до конца.

Физкультминутка. Прием эмпатии.

- Представьте, что вы жар-птица, которая сидит в клетке. Что вы чувствуете?

Обращение к детям.

-  Что ты хочешь сейчас, Жар-птица? Какое настроение у тебя?

-  А теперь Жар-птица на свободе. Покажите, как она радуется. А что сейчас тебе хочется сделать, Жар-птица?

-  Но вот настал вечер, Жар-птица села на ветку и уснула. Что может сниться птичке?

2 часть занятия.

-  С какими героями из этой сказки вы стали бы дружить? Почему? Нарисуйте героя, который вам больше всего понравился.

Предложить детям бумагу, краски, кисточки.

-  По окончании работа устроить выставку.

Повторить приемы, которые позволили великану решить противоречие.

Приложение 2.

Картотека стихов и загадок.

1.  «Кавычки» (Р. Сев)

Эти маленькие птички

Называются кавычки.

Прилетели и готово,

И стоит в кавычках слово.

Раз в кавычках оборот –

Понимай наоборот –

Например: любить в кавычках –

Это значит враждовать.

С кем-нибудь дружить в кавычках –

Это значит воевать.

Убери кавычки,

Снова станет очень ясным слово.

Как приятно встретить друга

Без кавычек дорогого.

2.  «Яблоко» (Г.Сапгир)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто