Организация |
Содержание |
Дети сидят полукругом на стульчиках. Игра «Письмо от Винни-Пуха». |
- Дети, нам пришло письмо от Винни-Пуха, в котором он предлагает объяснить слова с ошибками: ледокот, самолед, сопкраб, спортклумб, путевозитель и т.д. (Кот, который любит есть лед. Лед на реке сам летает и т.д.). - Винни-Пух предлагает отгадать загадку природы в рассказе Ю. Могутина «Берег бродячих камешков». |
Чтение рассказа до объяснения природного явления. |
- Что удивило автора? Как это может быть? |
Формулирование противоречия. |
- Камень - не живой, поэтому должен не двигаться, но почему-то камень двигается самостоятельно. Обсуждение с детьми вариантов этого природного явления. Выбор наиболее подходящего. |
Физкультминутка |
- Изобразить ползущего, спящего краба. |
Чтение рассказа до конца. |
Составление плана-схемы рассказа вместе с детьми. Объяснение новых слов: бухта, дот, амбразура, монотонно, недоумение. Чтение рассказа второй раз с установкой на запоминание. Пересказы двух, трех детей по схемам |
Конспект 6.
Тема: Творческие задачи в литературных произведениях.
Цель: познакомить детей со сказкой А.Толстого «Жар-птица». Продолжать учить детей формулировать и решать противоречие.
Учит образованию слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход занятия:
Организация |
Содержание |
Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает предметные картинки. ТПФ (Волшебник размера: Увеличение-Уменишение). |
- Пришел Волшебник размера и стал все уменьшать: заяц – зайчик, кот – котик, кран – краник, стакан – стаканчик, карман – карманчик, тротуар – тротуарчик, портфель – портфельчик, огурец – огурчик и т.д. После уменьшения Волшебнику захотелось всех увеличить: волк – волчище, глаза – глазища, дом – домище, холм – холмище, рука – ручище, нога – ножище, великан – великанище. - В каких сказках есть великаны? («Кот в сапогах» и т.д.). - В сказке А.Толстого «Жар-птица» тоже есть великан и зовут его Венька. |
Чтение сказки А.Толстого «Жар-птица», до места, где великан оказался перед озером. |
- «Озеро было длинное – не перейти, а на той стороне, на ветках птичка сидит». |
Административное противоречие |
- Нужно перейти на другую сторону озера. Что делать? |
Техническое противоречие. |
- Если поплывет через озеро, то на том берегу поймает Жар птицу и все будет хорошо, но может быть и плохо, если поплывет через широкое озеро, то может утонуть. |
Физическое противоречие |
- «Великан должен перебраться через озеро, чтобы поймать птичку, и должен оставаться на берегу, чтобы не утонуть». |
Возможные варианты решения противоречия |
Заманить птичку на свою сторону чем-нибудь вкусным (объединение с другой системой), построить плот, сделать воздушный шар, попросить кого-нибудь поймать птичку и т.д. Обобщить ответы детей. |
Дочитать сказку до конца. |
|
Физкультминутка. Прием эмпатии. |
- Представьте, что вы жар-птица, которая сидит в клетке. Что вы чувствуете? |
Обращение к детям. |
- Что ты хочешь сейчас, Жар-птица? Какое настроение у тебя? - А теперь Жар-птица на свободе. Покажите, как она радуется. А что сейчас тебе хочется сделать, Жар-птица? - Но вот настал вечер, Жар-птица села на ветку и уснула. Что может сниться птичке? |
2 часть занятия. |
- С какими героями из этой сказки вы стали бы дружить? Почему? Нарисуйте героя, который вам больше всего понравился. |
Предложить детям бумагу, краски, кисточки. |
- По окончании работа устроить выставку. Повторить приемы, которые позволили великану решить противоречие. |
Приложение 2.
Картотека стихов и загадок.
1. «Кавычки» (Р. Сев)
Эти маленькие птички
Называются кавычки.
Прилетели и готово,
И стоит в кавычках слово.
Раз в кавычках оборот –
Понимай наоборот –
Например: любить в кавычках –
Это значит враждовать.
С кем-нибудь дружить в кавычках –
Это значит воевать.
Убери кавычки,
Снова станет очень ясным слово.
Как приятно встретить друга
Без кавычек дорогого.
2. «Яблоко» (Г.Сапгир)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.