Игры – задания как средство обучения детей формулировке противоречий, страница 3

Конспект 2.

Тема: Решение сказочных задач.

Цель:

Продолжать учить детей формулировать противоречие на полуактивном этапе и разрешать его. Закреплять у детей умение схематизировать сказку и пересказывать при помощи схемы. Расширять словарный запас детей, развивать умение создавать созвучные пары слов, подбирать рифмующиеся слова.

Ход занятия:

Организация

Содержание

Дети сидят полукругом на стульчиках. Игра «Найди созвучное слово».

- Я предлагаю вам слова, а  вы назовите похожие по звучанию. (Каша – Маша, салон – кулон, козырек – пузырек, парта – карта, бантик – фантик, ком – сом, матрос – кросс, линейка – копейка, карманчик – стаканчик, груша – суша, цветок – бугорок, прическа – расческа, ромашка – бумажка, уши – души, и т.д.).

Чтение португальской сказки «Принц с ослиными ушами».

Предложить детям послушать сказку. Дочитать до места, где говориться о болезни парикмахера: «…вдруг парикмахер занемог. Болезнь его была самая обычная: ему очень хотелось поделиться с кем-нибудь своим секретом, а поскольку он смертельно боялся это сделать, то сделался очень нервным и все буквально валилось у него из рук. Ему становилось все хуже и хуже»…

Административное противоречие

- Что делать?

Формулируем техническое противоречие.

- Если парикмахер расскажет кому-нибудь секрет, то он перестанет нервничать  и выздоровеет, но тогда король казнит его.

Формулируем физическое противоречие (первую часть формулирует взрослый, а вторую вместе с детьми).

- Значит, парикмахер должен рассказать секрет, что бы не нервничать и должен молчать, что бы остаться живым. Как нужно поступить парикмахеру? (нарисовать принца с ушами; показать мимикой или движениями, что у принца уши; спеть про принца; написать; рассказать глухому; уехать в другую страну и рассказать там; заставить принца рассказать о себе всем; сфотографировать уши принца и показать фотографию).

Дочитать сказку до конца. Игра «Наоборот».

На предложенное воспитателем слово, дети подбирают обратное по значению (доверчивый – осторожный, добрый – злой, скромный – хвастливый, и т.д.).

Предложить детям засхематизировать сказку и рассказать ее родителям.

Повторить противоречие и способы его решения.

Конспект 3.

Тема: «Путешествие по волшебному дому (эвроритм)».

Цель:

Развивать у детей чувствительность к противоречиям через разную оценку проблемных ситуаций. Устанавливать связь между качественными,  количественными и функциональными свойствами объекта.

Ход занятия: