Игры – задания как средство обучения детей формулировке противоречий, страница 4

Организация

Содержание

Дети сидят полукругом на стульчиках. Игра «Перевертыш».

-  Ребята, давайте поиграем в игру «Перевертыш». Начали строить новый мост через Волгу. Это хорошо? Почему?…

1 этап. Мост и его функции.

-  Перед вами «волшебный дом». В нем есть этажи на каждом из которых происходит что-либо. Путешествовать по ним сегодня будет мост. Попал мост на первый этаж и сам себя спрашивает: для чего я, зачем я создан людьми?

-  Помогите разобраться в этом мосту (мост это сооружение для перехода или переезда через реку, овраг и т.д.).

-  Понял мост, для чего он нужен, и как он важен для нас, и перешел на второй этаж.

2 этап. «Друзья – множество мостов».

-  А там его ждут друзья – разные мосты. Самые близкие друзья в нашем городе – это какие мосты? (два моста через Свиягу, через ж/д путь, пешеходный мост). Есть веревочные мосты, понтонные мосты (временный плавучий мост из плоскодонных лодок).

Решение противоречий.

-  В одном городе нужно было построить мост через реку. Но высокие мосты строить нельзя – запрещали архитекторы. По реке ходили разные корабли: маленькие катера и корабли с высокими мачтами. Люди задумались – мост нужно построить.

Формулирование противоречия.

-  Мост должен быть высоким для того, что бы прошли большие корабли с высокими мачтами и должен быть низким. Как быть? Что делать?

Показ иллюстр. разводного оста.

-  Да, ребята, разводные мосты существуют. Они находятся в городе Санкт-Петербурге.

3 этап. «Один мост на Волге»

-  Хорошо быть с друзьями, но мост попал на другой этаж. На берегу реки Волги расположено много городов: Казань, Астрахань и др. И везде есть мосты. Случилось так, что наш мост через Волгу остался единственным мостом на этой реке. Это хорошо? (игра «Хорошо - плохо»).

4 этап.

-  Скучно быть одному и он отправился дальше. Мост сломался, испортился. Что же теперь будет? Что может произойти? Как может мост испортиться? Как теперь пользоваться таким мостом?

Обобщить ответы детей. Вместе с детьми выводится правило по безопасности: по сломанному мосту ходить нельзя.

- Мост решил, что будет всегда отремонтированным и крепким.

5 этап.

-  Мост хороший, целый, но им перестали пользоваться. Как это может быть? (люди переселились на один берег; люди пестали передвигаться; нечего им стало перевозить и т.д.).

Обобщить ответы детей.

6 этап.

-  На последнем этаже происходят чудеса. Мост становится фантастическим. Он получает разные подарки. Солнце подарило мосту свечение. Каким же будет теперь мост? Что хорошего в  этом? Воздушный шар подарил умение летать. Цветы подарили свой запах и т.д.

-  Дети, придумайте свой фантастический мост и нарисуйте его.

Продуктивная деятельность – рисование фантастического моста.

Обратить внимание детей на реализацию собственного замысла.

Индивидуальные беседы по фантастическим идеям.

Конспект 5.

Тема: Творческие задачи в литературных произведениях.

Цель: Познакомить детей с рассказом Ю.Могутина «Берег бродячих камешков». Расширить знания детей о приспособлениях живых существ в природе. Продолжать учить детей на полуактивном этапе формулировать противоречие и решать его.

Продолжать учить детей пересказывать рассказ, используя план-схему. Учить экспериментировать со словами, уметь объяснять значение новых (придуманных) слов.

Ход занятия: