Игры – задания как средство обучения детей формулировке противоречий, страница 2

На данном этапе целесообразно организовывать специальные занятия. Строятся они по следующей схеме.

1.   Вводная часть: игра - задания (на ассоциации, на развитие чувствительности к противоречиям, отработка типовых приемов фантазирования).

2.   Чтение части сказки или рассказа, содержащие проблемную ситуацию. Педагог вместе с детьми формулируют противоречие, находят решения. Затем дочитывается произведение до конца. Производится анализ решений, определяются приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе.

3.   Продуктивная деятельность:

·  составление схемы произведения или проблемной ситуации;

·  составление загадок о героях;

·  рисование, лепка героев.

Особое внимание необходимо уделялять противоречивым ситуациям в повседневной жизни (в режимных моментах, в игровой деятельности, продуктивной деятельности). Например, в продуктивной деятельности можно детям предложить выполнить работу, не имея инструмента или материала. В игровой деятельности побуждать детей использовать различные предметы - заместители. В свободное время можно предложить различные игровые задания. Например: построить что-либо по заданной схеме, но из набора необходимо убрать деталь, которую можно заменить другими. Попросить детей рассказать о чем-нибудь при помощи движения, мимики (противоречие: ребенок должен молчать и должен сообщить информацию).

Таким образом, за счет системы творческих заданий и игр дети учатся формулировать противоречие и осознано подходить к приемам их разрешения. 

Приложение  1.

Конспект 1.

Тема: Решение сказочных задач.

Цель:

Познакомить  детей  со  сказкой  «Шхоуди- Вонлое - старик    всезнайка». Продолжать  учить детей   описывать  сказочных  героев, подбирать  слова, обозначающие  черты  характера, использовать  сравнительные  обороты.

Продолжать  учить детей  формулировать  противоречия  на  полуактивном  этапе. Побуждать к оценке решений с помощью оператора размер - время - стоимость (РВС).

Упражнять  детей  в   умение видеть  положительное  и  отрицательное   в  любых  объектах  и  ситуациях.

Ход занятия:

Организация

Содержание

Дети полукругом сидят на стульчиках. Игра «Перевертыш».

-  Давайте поиграем в «Перевертыш». Все знать – это хорошо. Почему? (в школе хорошо учиться будешь, всем помочь сможешь, интересно будет жить…).

-  Как называют людей, которые много знают? Кого из сказочных героев можно назвать находчивым и почему? Можно ли назвать мудрой внучку из сказки «Умная внучка»? Почему?

Обобщить ответы детей.

Чтение сказки «Шхоуди- Вонлое – старик    всезнайка»

Предложить детям отгадать первую загадку, предложенную заморскими послами: «Узнать с какой стороны у палки вершина, с какой комель».

Административное противоречие.

- Как узнать?

Формулирование технического противоречия.

Предложить детям палку для эксперимента.

-  «Если старик отгадает загадку: определит, где вершина и конец, то будет хорошо – спасет империю от позора. Если он не отгадает загадку, то все огорчатся и потеряется престиж империи».

-  Где тоньше ствол? Какая часть ствола тяжелее? Как можно определить какая часть ствола тяжелее? (измерить палку, где толще, там и тяжелее и т.д.)

Обобщить ответы детей. Зачитать решение загадки: «Найти середину палки при помощи нитки. В середину вставить иголку с ниткой – тяжелый конец будет перевешивать».

Физкультминутка.

Изобразить старого человека, идущего по дороге, спящего, читающего книгу, пишущего письмо. Изобразить комара и др.

Игра «Аукцион».

Кто больше назовет черт характера, присущих старику-всезнайке и императору.

Игровое упражнение.

Кто скажет точнее. Подобрать сравнительные обороты про императора и Шхоуди Вонлое. Обобщить ответы детей.

В свободное время дочитать сказку до конца.

Повторно обозначить противоречие. Определить способы его решения. Оценить их с помощью оператора РВС.