На данном этапе целесообразно организовывать специальные занятия. Строятся они по следующей схеме.
1. Вводная часть: игра - задания (на ассоциации, на развитие чувствительности к противоречиям, отработка типовых приемов фантазирования).
2. Чтение части сказки или рассказа, содержащие проблемную ситуацию. Педагог вместе с детьми формулируют противоречие, находят решения. Затем дочитывается произведение до конца. Производится анализ решений, определяются приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе.
3. Продуктивная деятельность:
· составление схемы произведения или проблемной ситуации;
· составление загадок о героях;
· рисование, лепка героев.
Особое внимание необходимо уделялять противоречивым ситуациям в повседневной жизни (в режимных моментах, в игровой деятельности, продуктивной деятельности). Например, в продуктивной деятельности можно детям предложить выполнить работу, не имея инструмента или материала. В игровой деятельности побуждать детей использовать различные предметы - заместители. В свободное время можно предложить различные игровые задания. Например: построить что-либо по заданной схеме, но из набора необходимо убрать деталь, которую можно заменить другими. Попросить детей рассказать о чем-нибудь при помощи движения, мимики (противоречие: ребенок должен молчать и должен сообщить информацию).
Таким образом, за счет системы творческих заданий и игр дети учатся формулировать противоречие и осознано подходить к приемам их разрешения.
Конспект 1.
Тема: Решение сказочных задач.
Цель:
Познакомить детей со сказкой «Шхоуди- Вонлое - старик всезнайка». Продолжать учить детей описывать сказочных героев, подбирать слова, обозначающие черты характера, использовать сравнительные обороты.
Продолжать учить детей формулировать противоречия на полуактивном этапе. Побуждать к оценке решений с помощью оператора размер - время - стоимость (РВС).
Упражнять детей в умение видеть положительное и отрицательное в любых объектах и ситуациях.
Ход занятия:
Организация |
Содержание |
Дети полукругом сидят на стульчиках. Игра «Перевертыш». |
- Давайте поиграем в «Перевертыш». Все знать – это хорошо. Почему? (в школе хорошо учиться будешь, всем помочь сможешь, интересно будет жить…). - Как называют людей, которые много знают? Кого из сказочных героев можно назвать находчивым и почему? Можно ли назвать мудрой внучку из сказки «Умная внучка»? Почему? Обобщить ответы детей. |
Чтение сказки «Шхоуди- Вонлое – старик всезнайка» |
Предложить детям отгадать первую загадку, предложенную заморскими послами: «Узнать с какой стороны у палки вершина, с какой комель». |
Административное противоречие. |
- Как узнать? |
Формулирование технического противоречия. Предложить детям палку для эксперимента. |
- «Если старик отгадает загадку: определит, где вершина и конец, то будет хорошо – спасет империю от позора. Если он не отгадает загадку, то все огорчатся и потеряется престиж империи». - Где тоньше ствол? Какая часть ствола тяжелее? Как можно определить какая часть ствола тяжелее? (измерить палку, где толще, там и тяжелее и т.д.) Обобщить ответы детей. Зачитать решение загадки: «Найти середину палки при помощи нитки. В середину вставить иголку с ниткой – тяжелый конец будет перевешивать». |
Физкультминутка. |
Изобразить старого человека, идущего по дороге, спящего, читающего книгу, пишущего письмо. Изобразить комара и др. |
Игра «Аукцион». |
Кто больше назовет черт характера, присущих старику-всезнайке и императору. |
Игровое упражнение. |
Кто скажет точнее. Подобрать сравнительные обороты про императора и Шхоуди Вонлое. Обобщить ответы детей. |
В свободное время дочитать сказку до конца. |
Повторно обозначить противоречие. Определить способы его решения. Оценить их с помощью оператора РВС. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.