Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России

Страницы работы

Содержание работы

Лекция № 2

Тема: «Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Сущность и основные принципы управления образовательными системами».

План:

1. Аксиологические аспекты образования. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

2. Система образования РФ. Управление образовательной системой.

1. На протяжении многих веков педагоги выходят на осмысление целей, ценностей в сфере образования. Это очень значимо и для учителя, для его профессионального становления и осмысления своей миссии.

Проблема ценностей возникает в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о человеке. Что касается педагогики и педагогической деятельности, то ценности, как и цели в образование, воспитании и саморазвитии человека только за последнее столетие весьма сильно изменились. Понятие «ценность», используемое в педагогике, применяется для обозначения свойств объектов и явлений, а также теорий и идей, служащих эталоном и идеалов должного в соответствии с социально-обусловленными приоритетами развития культуры.

Американский философ Р.Б. Перри, исследуя понятие «ценность», выделял четыре главные градации ценностей: правильность, интенсивность, предпочтительность и включенность. Эти градации или критерия вполне применима и для оценки ценности – качества образовательных систем.

На современном этапе развития общества все более отчетливо осознается, что нам нужно не любое образование, образование высокого качества, отвечающее высоким государственным и мировым образовательным стандартам, образования, которое формировало бы у человека планетарное мышление, направленное на решение проблем, связанных с такими приоритетными ценностями, как качество жизни человека, проблем, решение которых не причиняло бы вреда нашей планете Земля, а значит, и самому человеку.

В. Франкл вводит представление о ценностях смысловых универсалиях. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленно: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); и, в-третьих, посредством нашей позиции по отношению к судьбе. Соответственно этому выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Применительно к образованию и воспитанию человека философский анализ ценностей, предложенный В.Франклом, позволяет выделить творчество во всех его видах и уровнях как одну из универсальных ценностей для развития и саморазвития человека. Но эта ценность остается ценностью лишь для учителя, если она не будет осознана и принята как ценность для ученика не только на стадии его учения, но и в повседневной жизнедеятельности.

К числу универсальных человеческих ценностей, важных для совершенствования современной системы образования, обучения и воспитания относятся также такие ценности, как осмысление любви – любви к своей профессии, к своим ученикам; совести, которая помогает выйти к истинным ценностям и смыслам на основе своего внутреннего морального выбора; свободы, как раскрепощающей и высвобождающейся созидательной силы; но самой универсальной ценностью на земле был и остается Человека как мера всех вещей.

2. Проблема управления образовательными системами - одна из центральных и перспективных в современной педагогической теории. Отечественные исследователи в основу разработки проблемы управления в целом, стиля управления деятельности положили системный подход, предполагающий многоаспектное рассмотрение исследуемого предмета в совокупности его функциональных связей.

Истоки проблемы управления школой связаны с возникновением менеджмента, как теории и практики управления производством. На рубеже ХIХ - нач.ХХ в. появились американский, западно-европейский и японский региональные типы менеджмента. В рамках данных типов возникли теория индустриального управления (Г.Таун); классическая школа научного управления (Ф.Тейлор; А.Файоль); административная модель (Вебер); поведенческая школа управления (Э.Мейо, Ф.Ротлисбергер); школа социальных систем (Ч.Бернард); ситуационный подход в управлении (Т.Питтерс и др.) и другие.

Необходимо подчеркнуть неоднозначность трактовки вопроса о закономерностях, принципах, функциях и методах управления школой в педагогической теории А.А.Орлова, М.Н.Поташника, В.И.Зверева, Ю.А.Конаржевского и др. Концепция управления инновационным развитием школы разрабатывается М.Н.Поташник, О.Г.Хомерики и др.

Исходя из упомянутых теорий и концепций управления школой необходимо охарактеризовать логику управленческого цикла - определение цели развития школы на основе целостной системы информации и новых информационных технологий. принятия управленческого решения и планирование образовательно-воспитательного процесса школы, реализация плана, его корректировка и контроль за выполнением принятых решений, заключительный анализ, подведение итогов.

Планирование - основной компонент внутришкольного управления. План учебно-воспитательной работы школы - прогнозирование образовательно-воспитательного процесса на основе научности, перспективности, системности и конкретности.

Виды планов: перспективный (на 5 лет); текущий (на учебный год) и др.

Контроль и учет - необходимый этап, позволяющий внести соответствующие коррективы в работу школы; способствует ее оптимизации.

Разделы контроля: обеспечение всеобуча, реализация государственного образовательного стандарта, работа методических объединений и т.д.

Виды контроля: обзорный, предварительный, фронтальный тематический и др. Методы: анализ, контрольные работы, беседы, тестирование, анкетирование и др.

Основные подходы к разработке критериев оценки инновационной деятельности школы в педагогические теории. (См. О.Г.Хомерики,

М.М.Поташник, А.В.Лоренсов "Развитие школы как инновационный процесс.-М., 1994, с.28-32).

Похожие материалы

Информация о работе