Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России, страница 3

Среди особенностей управления современным образованием следует отметить передачу большинства управленческих функций на региональный и муниципальный уровни; расширение полномочий образовательного учреждения при определении своего статуса, подборе и расстановке кадров, регламентации деятельности.

В связи с этим необходимо остановиться на анализе статей 32,33,34,35,36,38 Закона РФ "Об образовании".

Введены новые понятия "аттестация" и "государственная аккредитация" образовательного учреждения. Определяются механизм и процедуры создания и регламентации деятельности и ликвидации образовательного учреждения (см. ст.33).

Наряду с Законом РФ деятельность современной общеобразовательной школы регламентирует "Типовое положение об общеобразовательном учреждении" (1994) и "Типовое положение об уставе общеобразовательного учреждения" (1995).

Следует конкретизировать содержание данных документов. Типовое положение о школе - основной  нормативный  документ, обязательный для государственных, муниципальных образовательных учреждений, выполняющий функцию примерного для негосударственных учреждений и заключающий общие положения о школе, вопросы организации деятельности образовательного учреждения, общую характеристику образовательного процесса и его участников, управление школой, имущественные средства.

Устав общеобразовательного учреждения - нормативный документ, регламентирующий организацию учебного процесса. В Уставе формируются цели образовательного процесса, определяются типы и виды образовательных программ, порядок набора учащихся, продолжительность обучения, система оценивания учреждения и аттестации, структура финансовой и хозяйственной деятельности и т.д.

Данные документы не стесняют школу в ее инновационной деятельности по управлению образовательным процессом.

Специфика управления альтернативными учебными заведениями определяется их статусом и находит отражение в структуре и содержании управленческой деятельности: наличие кафедр, лабораторий научной и методической работы; инновационный режим развития; деятельности попечительского совета (негосударственные образовательные учреждения) и т.д.

Литературы.

1.  Закон РФ «Об образовании в РФ». – М.: Новая школа, 1996.–

2.  Луценко, Л.И. Управление современной школой. / Л.И. Луценко – Тула, 1993.

3.  Орлов, А.А. Управление учебно – воспитательной работой в школе. / А.А. Орлов. – М., 1991.

4.  Типовое положение об общеобразовательном учреждении. // Вестник образования. – 2001. - №10. – С.14 – 33.

5.  Устав общеобразовательного учреждения. Типовое положение. // Учительская газета. – 1995. - №7.

6.  Управление развитием школы. / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Новая школа, 1995.

7.  Ситаров, В.А. Дидактика: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

8.  Бордовская, Н.В. Педагогика/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан, СПб: Питер, 2004.

9.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004.

10.Педагогика/ Под ред. П.И. Пикасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

Андреев, В.И. Педагогика/ В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

11.Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учебное пособие/ В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003.