Наиболее общей целью исторического образования учащихся является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности учащимся на основе? знания прошлого и умения ориентироваться в достижениях мировой культуры. Важнейшая задача исторического образования — обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно - ориентированной личности.
Изучение героического прошлого народов нашей страны играет большую роль в сохранении нравственного здоровья ребенка, в воспитании чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к талантам русского народа. Важно формировать глубокое осознание неразрывности с Отечеством, его культурой, народом, а также стремление к всеобщему миру, неприятие войн и других социальных потрясений.
Изучение истории как гуманитарной дисциплины направлено не только на развитие разума. Благодаря тому, что объектом изучения этой науки предстает сам человек и человеческое общество, история воздействует на юную душу, формирует личность, обладающую нравственными качествами, способную к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
История, как и другие школьные предметы, реализует идеи Школы здоровья прежде всего за счет изменений в содержании образования.
История знает немало примеров, доказывающих, что для успешной работы нужны не только глубокие и разносторонние знания, но и здоровье, умение организовать своё время. Многие выдающиеся люди (например, И.П.Павлов, Л.Н.Толстой) умели распределять своё время, чередовать умственную работу с физической, труд с отдыхом. Они строго придерживались установленного, определенного режима дня.
В содержании исторического образования не последнее место занимают медицинские познания и гигиенические традиции общества. От психического и физического здоровья людей в какой-то мере зависят и демографические процессы и некоторые особенности хозяйственной деятельности людей (например, производительность труда), интенсивность миграций и исход военных конфликтов и многое другое.
На уроках показывается большая роль эпидемий и пандемий в истории человечества. Во время так называемой Юстиниановой чумы У1в. в Средиземноморье умерли примерно 1GO млн. человек. Пандемия чумы в Х1Ув. ("Черная смерть") за несколько лет унесла, по некоторым оценкам, до 50 млн.жизней. В XYII-XYIIIB.B. были обычны эпидемии оспы; в Х1Хв. от холеры в России умерло более 1984 тыс. человек.
Учащиеся узнают, что инфекционные болезни сопровождали войны и оказывали влияние на ход военных действий (число умерших от болезней превышало количество убитых в боях). Эпидемии тифа и чумы создавали немало серьёзных проблем во время азовских походов Петра I, чума была бичом наполеоновской армии во время египетского похода, а тиф — в 1812г. В годы Крымской войны англо-французские войска понесли от тифа и холеры большие потери, чем в результате боевых действий. В 1914г. тифом болел каждый второй житель Сербии, во время гражданской войны в России от этой -болезни пострадали, по разным оценкам, от 15 до 25 млн. человек.
От инфекционных болезней порой вымирали целые народы и этнические группы. Так, оспа способствовала исчезновению камчадалов, некоторых других малочисленных этносов Сибири, а также Северной Америки.
О подобных фактах необходимо говорить на уроках. В старших классах может оказаться полезным материал, связанный с практическим здравоохранением и историей медицинской науки. Так, на уроках, посвященных Крымской войне и российской культуре Х1Хв., уместно рассказать о деятельности Н.И.Пирогова. В рамках курса новой истории надо найти время для упоминания об Институте Пастера в Париже, об изысканиях Р.Коха. Повествуя об усилиях ученых, распространявших гигиенические знания в разных странах, можно наглядно проиллюстрировать тезис о нравственности научной деятельности.
Имеет смысл обратить внимание учащихся на борьбу с заразными болезнями в XIX—ХХ в.в. Успехи в этой борьбе серьёзно повлияли на становление образа жизни как в разных странах Европы и Северной Америки, так и в других регионах мира.
Уже в 5 классе общеобразовательной школы учащиеся в состоянии усвоить сведения о гигиенических и медицинских познаниях жителей Древнего Востока и античных стран.
В Древнем Египте медицинской службой руководили жрецы, храмы содержали лекарей. Врачи сопровождали войска; во время строительства пирамид изолировали больных рабов. В Египте неплохо знали анатомию; центральным органом человеческого тела считали мозг. Много внимания уделялось гигиене, требованиям мыть тело, менять грязную одежду, соблюдать умеренность в еде.
В Вавилоне умели лечить катаракту, делали операции на глазах. Как лекарства использовали растения, а также масло, молоко, воду, соль, нефть. В городах Месопотамии функционировали водопроводы, канализация.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.