Методическая разработка урока на тему: «Русская православная церковь в I половине ХIХ века»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

Кафедра психологии образования

Кафедра педагогики

Кафедра Новой и Новейшей истории

Методическая разработка урока на тему:

«Русская православная церковь в I половине ХIХ века»

Выполнила: студентка 5 курса ДО

Филиппова

Екатерина

Вячеславовна

Проверила:  доцент кафедры Новая и

                    Новейшая история

Василенко И.Т.

Тула,  2007 г.

Тема  урока: «Русская православная церковь в I половине ХIХ в.»

Цели:

- Образовательная: дать представление о русской православной церкви  I половины ХIХ века. Выяснить занимаемое место православной религии, церкви в государственной системе. Ознакомить со структурой и положением православного духовенства. Показать вн. противоречия союза церкви  и государства.

- Развивающая:  развивать умение сравнительной характеристики (православной) церковной политики и государства. Развивать логическое мышление. Высказывать свою точку зрения.

- Воспитательная: понимание православной религии в духовном развитии людей.

Учебник: В.И. Богданов, П.И. Зырянов. История России к. ХVII-ХIХ в. 

М., 1997 г.

Название параграфа: «Русская православная церковь в I половине ХIХ в».

Название рубрик:     1. Положение православной церкви в России,

2. Филарет митрополит Московский;

3. Преследование старообрядцев.

Основные понятия:  обер-прокурор Синода «поповщина», белокриницкая иерархия (Австрийское соглашение).

Оборудование:  учебник В.И. Буганов, П.И. Зырянов «История России                                       к.ХVII-ХIХ вв.», доска, мел, карта «Российская империя по 2 половине ХVIII в».

Методы обучения, применяемые на уроке: по источнику получения знаний                  –  словесный        объяснение, беседа); наглядный (карта).

Тип урока (по цели  организации, содержанию изучаемого материала и                                       уровню обученности учащихся) комбинированный урок.

ХОД  УРОКА

Структурный элемент урока

Содержание, приемы и средства учебной работы учителя

Содержание, приемы и средства учебной работы учащихся

I. Оргмомент.

Здравствуйте!  Сегодня мы будем изучать сложную проблему, она составляет основу представлений о жизни церкви.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку. (Учитель проходит по классу и проверяет готовность учеников к уроку).

Давайте вспомним,  что мы изучали на прошлом уроке.

Учащиеся проверяют, все ли принадлежности к уроку у них готовы.

П.  Проверка домашнего задания.

1.Объясните название параграфа «Золотой век» Русской культуры.

Ученик поднимает руку и отвечает: «Это была эпоха, во время которой произошел стремительный взлет в культурном развитии страны. Это время не зря называют «золотым веком» русской культуры.»

2. Назовите самые значительные, на ваш взгляд, достижения русской архитектуры и живописи I половины ХIХ в.

Ученик отвечает: «Значение имело возведение в начале ХIХ в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы.

По проекту Росси были построены здания Сената и Синада, Александровского театра, Михайловского дворца.

Учитель проецирует на экран храмы: Исакиевский собор и Храм Христа Спасителя.

Ребята, расскажите поподробнее, что вы знаете об этих сооружениях.

Один ученик встает и рассказывает: «Исаакиевский собор строился 40 лет с 1818 по 1858 гг. в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в I  половине ХIХ в. Проект был разработан французским архитектором

О. Монфераном. Собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия., его тесный союз с православной церковью.»

Другой ученик раскрывает свои знания о Храме Христа Спасителя: «В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Строительство храма задумывалось в память избавления от  наполеоновского нашествия. В 1931 г. Храм был разрушен.»

Хорошо, ребята, молодцы! Раз вы заговорили о церкви, то и речь наша с вами сегодня пойдет о церкви.

Откройте свои тетради и запишите тему: «Русская православная церковь в I половине ХIХ в.». По ходу объяснения вы будете делать записи в тетрадь.

Учитель записывает тему на доске.

Ученики открывают тетради и записывают тему урока.

III. Изучение нового материала

На протяжении ХIХ века положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I. Важные статьи петровского «Духовного регламента» были включены в Свод законов». Закон разрешал исповедовать все религии, если они лояльно относятся к существующему порядку.

Ребята, запишите в тетрадь Положение духовенства.

Ребята записывают в тетради: «Духовенство разделялось на черное (7 тыс.человек) и белое (53 тыс. человек). Черное духовенство составляют монахи и монахини. Из числа монахов назначалась высшая иерархия церкви. Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (диаконов и псалмовщиков).

Со времен Петра наблюдалось все более тесное  церкви и государства. В конце концов православная церковь превратилась в часть государственной машины.

Ребята, вспомните, что такое секуляризация.

Ученик отвечает: «Секуляризация – это конфискация церковных земель в ХVIII в.»

Тем не менее монастырское землевладение постепенно вновь стало расти. Увеличивались и денежные капиталы монастырей – в основном за счет многочисленных пожертвований.

Среди русских монастырей выделялось несколько особочтимых- Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры,  Оптина пустынь (в Калужской епархии). Большую известность в народе получил монах Саровской.

Ребята, давайте покажем на карте эти русские монастыри и отметим у себя в контурных картах.

Сейчас, ребята, поработайте самостоятельно с  учебником. На стр. 199-200 сравните церковную политику Александра I и Николая I. Как их церковная политика связана с общей внутренней политикой, проводимой этими государями? Делая записи в тетради. И сделайте вывод.

Один ученик выходит к доске и показывает на карте монастыри, а остальные смотрят и отмечают у себя в контурных картах.

Ребята делят страницу на две части и записывают:

Николай I и Александр I: Секуляризация монастырских землевладений в ХVIII в. лишила монастыри больших земельных угодий. При Николае I каждому монастырю от казны был выделен небольшой земельный надел. Сверх этого они могли приобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) всякий раз с особого «высочайшего» разрешения.

При Александре I  духовные учебные заведения были объединены в одну систему. К середине века власти добились того, что на должности приходских священников стали назначаться лица с образованием не ниже семинарского.

Вывод:  церковь поддерживалась государством.

Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся с личностью главы православной церкви Метрополитом Филаретом, о котором нам сейчас расскажут.

Заранее подготовленный ученик делает сообщение:

Филарет родился в Коломне, в семье диакона, окончил семинарию и в 1808 г. постригся в монахи. Его пригласили выступить с проповедью в дворцовой  церкви. Там он осудил роскошь.  Придворным это не понравилось, и проповедь не имела успеха.

А сейчас давайте вспомним: 1. Кто такие старообрядцы?

2. Как они реагировали на реформы Никона?

3. Акты неповиновения.

Ученик отвечает: «Старообрядцы – это люди, не признававшие никоновских реформ. Они это выражали разными методами неповиновения: уходили в отдаленные районы, селились там, стигали, убивали себя.»

(Учитель беседует с ребятами)

Молодцы, ребята! Все вспомнили.

Далее учитель рассказывает о преследованиях старообрядцев. Старообрядчество не было единой организацией. Оно разделялось на два направления – приемлющих священство и не приемлющих.

Запишите себе в тетради: Первых звали «поповцами», вторых – «беспоповцами».

Начался разгром старообрядческих монастырей на реке Большой Иргиз. В 1846 г. в старообряд. пришел босносараевский митрополит Амвросий, ставший митрополитом белокриницким. «Австрийское согласие» стало как бы второй православной церковью России.

Запишите в тетрадь новое понятие «Австрийское согласие», что это такое? Учитель записывает понятие на доске.

Приходское духовенство основную задачу видело в исполнении обрядов и слабо вело проповедь, благодаря им укреплялось старообрядчество.

Учащиеся записывают в тетради: «Австрийское согласие» - это вторая православная церковь в России.

IV. Закрепление изученного  материала

Вот мы завершили рассмотрение нашей темы «Русская православная церковь в I половине ХIХ в». Давайте с вами закрепим материал, с которым мы сегодня познакомились.

1. Какое место православная религия, церковь занимали в государственной системе?

Ученик поднимает руку и отвечает: «На протяжении VIХ в. положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I. В «Своде законов» содержится религиозное обоснование царской власти и тем самым закреплен давний союз церкви и государства.  Закон объявлял православными  «первенство» и господство» в России верой.»

Другой ученик встает и отвечает:  «Духовенство разделено на черное и белое. Черное духовенство составляли монахи и монахини. Белое – состоит из приходских священников и низшего клира.»

V. Домашнее задание.

Молодцы, вы все сегодня хорошо поработали (учитель выставляет оценки за работу на уроке). Я благодарю за такую добросовестную работу.

Запишите домашнее задание:

$ 66 «Русская православная церковь в I половине ХIХ в.» и еще рассчитывая на ваши способности и активность, даю вам работу: составьте развернутый план по всему параграфу.

До свидания.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

Кафедра психологии образования

Кафедра педагогики

Кафедра Новой и Новейшей истории

Психолого-педагогическое и методическое

 обоснование урока на тему:

 «Русская православная церковь в I половине 19 века»

Выполнила: студентка 5 курса ДО

Филиппова

Екатерина

Вячеславовна

Проверила:  доцент кафедры Новая и

                    Новейшая история

Василенко И.Т.

Тула,  2007 г.

При постановке целей урока учитывались следующие факторы:

- возраст учащихся (15-16 лет): психологические особенности подростков, а именно важнейшее новообразование – появление чувства взрослости, самости «Я»; (учащиеся на уроке отстаивают свою позицию, выслушивают мнение других);

-  достаточно высокий уровень обученности школьников ( в т.ч.  частично-поисковый уровень самостоятельной деятельности);

- техническое оснащение школы, а именно наличие отдельного кабинета истории и обществознания, что создает положительный настрой класса на урок;

- специфика темы урока «Русская православная церковь в I половине ХIХ в.» объективная содержательная сложность, небольшой объем, в то же время объективный интерес учащихся к теме; на протяжении всего урока шла работа с понятием церковь, религия в различных аспектах и на различных уровнях;

-  свои  собственные возможности – молодого педагога, имеющего малый опыт работы в профессиональной педагогической деятельности.

С учетом личностно ориентированного  подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке, помимо овладения определенным учебным содержанием темы, была попытка формирования эмоционально-ценностных запросов и намерений, а именно:

а) опыта познавательной деятельности, фиксируемый в форме её результатов знаний о церкви, религии, духовной культуре;

б) опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (при решении заданий на данном уроке); - работа с учебником; сравнительная характеристика;

в) опыта творческой деятельности  - в форме умений принимать

Похожие материалы

Информация о работе