Приложение 1.
План-конспект урока по истории с использованием компьютера.
Тема: «Формирование тоталитарной системы. Массовые репрессии».
1 час.
Цель урока:
Образовательная. Обеспечить усвоение учащимися того, что в результате политики, проводимой И.В. Сталиным внутри партии большевиков при помощи внутрипартийных блоков и усилением роли партии в управлении страной в СССР сложился тоталитарный режим с командно-административной системой управления, идеологизацией всех сфер общества и мощной системой карательных органов.
Воспитательная. Показать ценность человеческой жизни, воспитать уважение к правам и свободам человека и гражданина.
Развивающая. Развить навыки работы с документами, умение проводить исторические сравнения и навыки работы с новыми понятиями.
Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. XX в.» для 9 класса. Параграф 26.
До урока (!) На доске написать: тема урока «Формирование тоталитарной системы. Массовые репрессии».
На одной части доски написать термины и имена: И.В. Сталин, Политбюро, ВКП(б), идеология, репрессии, система массовых организаций.
На другой части доски: командно-административная система, унификация общественной жизни, тоталитарная система, внеэкономическое принуждение.
Начало урока. Организационный момент. Итак, тема нашего сегодняшнего урока (слайд 1.), давайте запишем ее в тетрадь. (записывают тему в тетрадь). Сразу хочу сказать, что ученики, которые сегодня будут активно работать и помогать мне, получат оценки, так что все в ваших руках. В конце урока я проверю на выбор записи в тетрадях за прошедший урок.
План урока (слайд 2.)
Актуализация. Из занятий по Всеобщей истории вы уже знакомы с термином «тоталитарная система». В каких странах вы знаете об установлении тоталитаризма? (Италия, Германия).
Хорошо. Для нашей дальнейшей работы мы попытаемся все вместе вспомнить характерные черты, которые присущи тоталитаризму в этих странах. Я начну, а вы подумав, продолжите. (слайд 3.) (наличие единой партии… продолжают с помощью: единая идеология, культ национального вождя, уничтожение гражданских свобод, ликвидация системы разделения властей, массовые репрессии…) (не более трех минут).
А теперь давайте откроем учебник на странице 175. В конце страницы написаны элементы тоталитарной системы. Какие мы не назвали? (Отвечают).
Объяснение. Итак, мы познакомились с основными элементами тоталитарной системы. Как вы видите, они все входят в понятие, не зависимо от страны в которой этот режим сформировался.
Давайте запишем определение Тоталитарной системы в тетради. Но перед этим попробуем сами сформулировать это определение исходя из элементов, которые мы уже знаем. (совместно составляем определение, 2-3 мин.)
Опр. Тоталитарная система – (лат. тотальный – всеобщий, полный) совокупность форм и методов управления государством, сложившихся в СССР в к середине 30-х годов и который характеризуется полным контролем со стороны государства над всеми сферами жизни общества, а сама власть сосредоточена в руках одной правящей партии и ее руководителя. (слайд 4.)
Кто был руководителем Коммунистической партии в это время? (И.В. Сталин).
(слайд 5.)Генеральным секретарем партии он стал в мае 1924 г. (Записать!) Сталин пришел к власти в результате долгой борьбы. И добиться успеха ему помогли не только врожденные способности, как то: умение чувствовать политическую ситуацию, изворотливость и т.д. Но и умение входить или создавать внутрипартийные блоки для своей поддержки. Достигнув результата Сталин устранял своих помощников, обычно при помощи уже нового блока. Так он расправился со своими противниками в партии Троцким, Каменевым, Зиновьевым и другими. Таким образом Сталину удалось достичь абсолютного контроля над партией. Помимо этого Сталин совмещал сразу множество ключевых должностей, что только укрепляло его позиции.
(!) (Слайд 6.)В 20-е годы происходит сращивание партии и государства. (Записать) Связано это с тем, что на государственных постах находились члены правящей партии. В результате партийная и государственная власть находились в одних и тех же руках. Партия назначала и смещала государственных управленцев.
Все это вело к тому, что близкие по функциям партийные и государственные структуры сливались в одно целое. Уже тяжело было отделить партию от государства.
Но нам важно учесть, что в это время изменяется и сама партия. Как мы уже говорили, в партии усиливается роль Сталина, а вместе с тем и сама партия утрачивает какие-то черты демократизма.
Была создана четкая иерархия внутри партии, и указания «сверху» неукоснительно должны были исполняться «снизу». Это называется командно-административный метод управления (Записать).
(Слайд 7.)Подвывод: государственная власть в стране к середине 30-х годов оказалась в руках партийной элиты и лично Сталина, как ее руководителя, а ВКП(б) составила ядро тоталитарной системы.
(Слайд 8.)С усилением роли партии происходит и переход от идеологии партийной к идеологии государственной.
Скажите, какая идеология была в коммунистической партии? (марксистко-ленинская).
Эта идеология начинает распространятся среди населения как единственно верная. Помогало этому (записать) контроль за СМИ, установление «железного занавеса», отделение церкви от государства, новая система школьного образования.
Идеология стала важнейшей опорой тоталитарного режима.
Если есть время! Скажите, это хорошо, что одна идеология признается единственно верной, а все остальные искореняются? Или должна быть свобода выбора? Идеология – это вообще хорошо?
(слайд 9.)Для контроля за обществом в 30-е годы складывается система массовых организаций.(Записать)
В них объединялись почти все население страны по различным признакам: профессиональным, возрастным, половым и др. Объединения были как бы продолжением партии, только с учетом специфики.
Скажите, зачем по-вашему это делалось? (легче следить, круговая порука и взаимоконтроль).
При помощи таких организаций происходила унификация общественной жизни. (В конце параграфа – определение)
Другой важнейшей опорой тоталитаризма являлась система карательных органов (Записать). (Слайды 10, 11, 12.)
В первую очередь для борьбы с инакомыслящими и запугивания населения.
Создается сеть концентрационных лагерей для политических и уголовных заключенных, в которых широко использовался их бесплатный труд. Создается система Внеэкономического принуждения – когда трудятся не на зарплату или пищу, а для сохранения жизни. (Записать).
А сейчас давайте прочтем документ в конце параграфа. (Читают).
Скажите, почему авторы учебника поместили именно этот документ?
Как вы считаете, у тоталитаризма есть помимо отрицательных черт какие-нибудь положительные черты?
Д/з: дома учить параграф 26, определения в тетради, на следующем уроке я буду спрашивать.
Слайды смотри в Приложении 2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.