Разработка урока по теме «Движение декабристов. Историческое значение и причины поражения»

Страницы работы

Содержание работы

Разработка урока по теме «Движение декабристов. Историческое значение и причины поражения» на репродуктивном уровне.

  1. Согласно гос. образовательному стандарту в результате изучения данной темы ученики должны усвоить основные ключевые моменты движения декабристов.
  2. согласно программе по данной теме необходимо разъяснить ученикам следующие понятия и процессы:

-  «аракчеевщина»;

-  возникновение движения;

-  офицерские тайные общества;

-  северное и южное общества;

-  прогр. док-ты декабристов, их характеристика;

-  вооруженное выступление;

-  следствие и суд над декабристами;

-  истор. значение движения.

  1. Учебник «история России» под ред. Зырянова:

-  § 5 Северное и южное общества. Декабристы на Сенатской площади.

-  Выделены понятия: сев. общество, южное общество, «Конституция», Бестужев, Каховский, «Русская правда», Николай.

-  Вопросы после параграфа:

1.  Сравните проекты конституций Н. Муравьева и Новосильцева – Вяземского.

2.  Было ли выступление на Сенатской площади восстанием или актом гражданского неповиновения?

3.  Истор. значение движения декабристов.

4.  Причины поражения движения декабристов.

4.Локализация:

-  Где? Санкт-Петербург, Сенатская площадь, Малороссия.

-  Когда? 1825 г.

Равнобедренный треугольник: Обществ. резонанс.Равнобедренный треугольник: Подавл. выст.Равнобедренный треугольник: Выст. на Сен. площ.Равнобедренный треугольник: Кончина 
Ал. I
Равнобедренный треугольник: В-ние общ., их прогр. док.Равнобедренный треугольник: Вопр. о конституцииРавнобедренный треугольник: Вопр. об отм. кр. праваРавнобедренный треугольник: Внутр. п-ка Ал-дра IРавнобедренный треугольник: Зн-ние поб. в войнеРавнобедренный треугольник: Отеч. война 1812 г.Почему?

После победы в Отечественной войне 1812г. многие русские люди побывали в Европе, увидели совсем другую жизнь, иное положение простого человека, отсутствие крепостной зависимости. Вернувшись на Родину, они обнаружили, что народ- победитель Наполеона, не свободен. Робкие попытки императора Александра Первого рассмотреть вопрос крепостного права в различных секретных комитетах закончились провалом. В стране царила «аракчеевщина». Передовое российское либеральное дворянство, выросшее на идеях Просвещения, не могло спокойно наблюдать за происходящим в стране. Стали появляться тайные общества.

Цель урока:

-  образовательная: обеспечить усвоение учащимися того, что в р-те победы русского народа в Отеч. войне 1812 г. и проводимой внутр п-ке Алекскандра возникают первые организации – союзы, затем появляются более организованные общества со своими целями и задачами. 14 декабря 1825 года на сенатской площади происходит вооруженное выступление, не нашедшее широкого отражения в обществе и подавленное властями.

-  воспитательная: воспитать уважение к закону, гуманистическим идеям.

-  развивающая: р-те памяти, образного мышления, речи уч-ся.

Итак, произошедшие 14 декабря события не были бунтом по определению, они не имели ни четкого плана действий ни жесткого руководства. «Происшествие» было принято императором Николаем как «бунтовавшие роты впали в заблуждение». Среди восставших возникали разногласия, случались споры, они были слишком молоды для подобных действий, не всегда понимали серьезности начатого ими дела.

Важность произошедшего 14 декабря выступления состояла в том, что оно явилось выражением скрытого политического настроения определенных кругов российского общества.

Движение декабристов осуществлялось в обстановке воцарения Николая, оно предопределило настроение новой власти, т. к. оказало большое влияние на нее. Данное влияние выразилось в большой степени в программных документах обществ и их влиянии на гос. мысль XIX века.

Движение было направлено против реакционного законодательства начала века.

Заговор явился новым проявлением старой привычки дворянства вмешиваться в политику, стремлением к завоеванию политических прав. Отсюда император Николай сделал неоднозначный вывод:

-  неотвратимость изменений,

-  опора на бюрократию и ужесточение политического режима.

Похожие материалы

Информация о работе