Конспект урока.
Тема: «Первая русская революция».
Оборудование урока: учебник: Левандовский А.А, Щетинов Ю.А. История России XX – начало XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 2004; запись на доске: таблица «События Первой русской революции 1905 – 1907 гг.»
Тип урока: комбинированный.
Целевая установка урока:
Обучающая: обеспечить усвоение учащимися причин, предпосылок и основных событий Первой русской революции, явившейся следствием незавершенности модернизации в России.
Развивающая: Формировать у учащихся навыки устной речи, умение грамотно аргументировать свою точку зрения в процессе проверки устного домашнего задания и при ответах на вопросы в ходе объяснения нового материала. Развивать логическое мышление и умение самостоятельно добывать нужную информацию в тексте параграфа.
Воспитательная: формировать у учащихся положительное отношение к многопартийности, легальным формам политической борьбы и отрицательное отношение к насильственным средствам достижения целей, подчеркнув преимущества поступательных реформаторских изменений перед резкими революционными. Содействовать тем самым патриотическому воспитанию, а также формированию ответственности и трудолюбия при самостоятельной работе с текстом.
Ход урока.
Структурные компоненты урока. |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
Орг. момент. |
Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих. Запись темы урока на доске «Первая русская революция». На доске – таблица «События Первой русской революции 1905 – 1907 гг.» (Заполняется в процессе объяснения) |
Приветствуют учителя. Записывают тему в тетрадь |
Проверка домашнего задания. |
1) Расскажите о леворадикальном направлении российских партий рубежа веков. Выделите общие и отличительные черты программных установок эсеров и социал-демократов. 2) Расскажите о либеральных партиях. В чем их отличия и сходства? 3) Расскажите о консервативно-монархическом движении. 4) (вопросы классу) чем объясняется активизация общественных движений на рубеже веков? 5) В чем особенность формирования партий в России? ВЫПОЛНИМ НЕБОЛЬШЮ С/Р В ВИДЕ ТЕСТА |
Отвечают у доски (3 учащихся). Отвечают с места (элемент фронтального опроса) Пишут тест. |
Переход к изучению нового материала. |
Итак, рассмотрев основные направления общественных движений и идейных течений, мы видим, что небывалого роста и влияния на общественность достигают партии левого толка, вызвавшие к жизни в совокупности с другими партиями первую русскую революцию. Ее причины, события и итоги мы зафиксируем в таблице, которую вы будете заполнять по ходу моего объяснения. |
Перечерчивают таблицу с доски в тетрадь |
Изучение нового материала. |
Объяснение причин, событий и итогов революции (см. табл.) |
Следуя объяснению учителя, заполняют таблицу. |
Закрепление изученного материала |
Итак, мы рассмотрели основные этапы революции. Откройте учебник на стр. 53. ответьте на вопрос №3. |
отвечают на поставленный вопрос |
Д\З |
$ 10 - 13, продолжите самостоятельно заполнять таблицу, ответьте на вопросы после параграфа. |
Записывают задание в дневник. |
Причины революции.
Характер: буржуазно-демократическая по целям и пролетарская по средствам борьбы.
Этапы революции |
События и даты |
Итоги |
1-й этап: янв. 1905 – осень 1905 гг. 2-й этап: высший подъем революции. Октябрь – 1-я половина дек. 1905. 3-й этап: спад рев. активности 1906 – нач. 1907 г. |
9 янв. Кровавое воскресенье. 10 янв. Забастовки рабочих Москвы, Риги, Польши, Украины, Закавказья. Весна 1905 г. – мощные стачки рабочих – ок. 600 тыс. чел. Май – стачка в Иваново-Вознесенске. Февр. - весна 1905 г. -крестьянские бунты в Курской и Орловской губерниях; аграрное движение в Поволжье, Прибалтике, Украине, Белоруссии, Закавказье, Ср. Азии. Втягивание в революцию студенчества, интеллигенции, армии, флота. Июнь 1905 г. – восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин – Таврический» ок. Одессы. Октябрь – волнения солдат в Харькове, Киеве, Варшаве. Восстания матросов в Кронштадте, Севастополе, Владивостоке. 31 июля – 1 авг. 1905 – 1-й учредительный съезд всероссийского крестьянского союза. Требование передачи земли в общую собственность народа. Сентябрь – массовые антиправительственные выступления и забастовки по всей стране. 7 окт. – начало всеобщей политической стачки. Требования установления демократической власти в стране. 13 окт. – создание Совета рабочих депутатов в Петербурге. С окт. – 19 дек. Московское восстание. Инициатор – Всеросс. ж/д союз. Требования учредит. собрания, отмены воен. положения, гражд. свобод., 8-час. р/д. втягивание в стачку рабочих др. городов. Перерастание во всеросс. стачку. Стихийные манифестации и рев. демонстрации, крестьянские восстания, волнения в армии и на флоте |
Янв. – февр. 1905 г. – бастуют 810 тыс. рабочих. Экономические и политические требования. Созд. Совет рабочих уполномоченных. (прообраз будущих советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов) Захваты и разгромы дворянских имений. Броненосец вынужден сдаться властям Румынии. 6 авг. 1905 – манифест об учреждении Государственной Думы 17 окт. 1905 г. Манифест Николая II: провозглашение демократических прав и свобод, законодательного х-ра Думы. Ужесточение политики властей, падение популярности реформаторов в правительстве (апр. 1906 г. – отставка Витте. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.