Конспект урока.
Тема: «Народные движения и общественная борьба накануне первой российской революции».
Оборудование урока: учебник: Левандовский А.А, Щетинов Ю.А. История России XX – начало XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 2004; карта «Русско-японская война»; запись на доске: таблица «Политически партии в России на рубеже XIX – XX веков».
Тип урока: комбинированный.
Целевая установка урока:
Обучающая: обеспечить усвоение учащимися причин, предпосылок и особенностей возникновения в России политических партий и движений в контексте рассмотрения экономической и политической обстановки в стране на рубеже веков; сформировать представление об основных направлениях программных установок партий; выделить общие и особенные черты. Подчеркнуть высокую роль леворадикального движения в связи с социальной нестабильностью.
Развивающая: Формировать у учащихся навыки устной речи, умение грамотно аргументировать свою точку зрения в процессе проверки устного домашнего задания и при ответах на вопросы в ходе объяснения нового материала. Развивать логическое мышление и умение самостоятельно добывать нужную информацию в тексте параграфа.
Воспитательная: формировать у учащихся положительное отношение к многопартийности, легальным формам политической борьбы, конституционализму. Содействовать тем самым патриотическому воспитанию, а также формированию ответственности и трудолюбия при самостоятельной работе с текстом.
Ход урока.
Структурные компоненты урока. |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
Орг. момент. |
Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих. Запись темы урока на доске «Народные движения и общественная борьба накануне первой российской революции». На доске – таблица «Политически партии в России на рубеже XIX – XX веков». (Заполняется в процессе объяснения) |
Приветствуют учителя. Записывают тему в тетрадь |
Проверка домашнего задания. |
1) Расскажите об основных направлениях внешней политики России в к. XIX - н.XX вв. 2) Расскажите (с показом по карте) об основных событиях русско-японской войны. 3) Расскажите об итогах войны и решениях Портсмутского договора. Какое влияние оказала война на положение в стране? |
Отвечают у доски (3 учащихся). |
Переход к изучению нового материала. |
Итак, рассмотрев итоги русско-японской войны, мы видим, что они (в совокупности с экономическим и политическим кризисом) усугубили наметившуюся дестабилизацию и явились прологом к активизации общественной борьбы и возникновению различных социальных движений. По ходу моего объяснения мы будем заполнять таблицу, которая поможет вам при подготовке Д\З. |
Перечерчивают таблицу с доски в тетрадь |
Изучение нового материала. |
В начале XX века революционное брожение охватило все социальные слои России. Выступления оппозиции и народные движения приобретают небывалые масштабы и претерпевают качественные изменения. Активизируется рабочее движение, усиливается его политический характер. Приобретают огромные масштабы крестьянские волнения (стихийность, Полтавская и Харьковская губерния) Консолидируются леворадикальные движения. Сейчас начинаем совместно с вами заполнять таблицу. Она поможет выявить как отличительные черты программных установок партий 3 основных направлений, так и их особенность по сравнению с движениями предшествующего периода. Теперь прочитайте самостоятельно раздел параграфа «Идейные течения в интеллигентной среде». В чем сущность «легального марксизма»? назовите его представителей. |
Следуя объяснению учителя, заполняют таблицу. Читают раздел параграфа, отвечают на поставленный вопрос |
Закрепление изученного материала |
Итак, подведем итоги! В чем, на Ваш взгляд, состоит особенность формирования партий в Росси рубежа веков? (отсутствие демократической традиции – нелегальный х-р; сначала – левые, затем – либеральные) |
отвечают на поставленный вопрос |
Д\З |
$ 7-9, ответьте на вопросы после параграфа. |
Записывают задание в дневник. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.