Федеральное агенство по образованию
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
Кафедра психологии образования
Кафедра педагогики
Кафедра Новой и Новейшей истории
Методическая разработка урока на тему:
«Русская православная церковь в I половине ХIХ века»
Выполнила: студентка 5 курса ДО
Филиппова
Екатерина
Вячеславовна
Проверила: доцент кафедры Новая и
Новейшая история
Василенко И.Т.
Тула, 2007 г.
Тема урока: «Русская православная церковь в I половине ХIХ в.»
Цели:
- Образовательная: дать представление о русской православной церкви I половины ХIХ века. Выяснить занимаемое место православной религии, церкви в государственной системе. Ознакомить со структурой и положением православного духовенства. Показать вн. противоречия союза церкви и государства.
- Развивающая: развивать умение сравнительной характеристики (православной) церковной политики и государства. Развивать логическое мышление. Высказывать свою точку зрения.
- Воспитательная: понимание православной религии в духовном развитии людей.
Учебник: В.И. Богданов, П.И. Зырянов. История России к. ХVII-ХIХ в.
М., 1997 г.
Название параграфа: «Русская православная церковь в I половине ХIХ в».
Название рубрик: 1. Положение православной церкви в России,
2. Филарет митрополит Московский;
3. Преследование старообрядцев.
Основные понятия: обер-прокурор Синода «поповщина», белокриницкая иерархия (Австрийское соглашение).
Оборудование: учебник В.И. Буганов, П.И. Зырянов «История России к.ХVII-ХIХ вв.», доска, мел, карта «Российская империя по 2 половине ХVIII в».
Методы обучения, применяемые на уроке: по источнику получения знаний – словесный объяснение, беседа); наглядный (карта).
Тип урока (по цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся) комбинированный урок.
ХОД УРОКА
Структурный элемент урока |
Содержание, приемы и средства учебной работы учителя |
Содержание, приемы и средства учебной работы учащихся |
I. Оргмомент. |
Здравствуйте! Сегодня мы будем изучать сложную проблему, она составляет основу представлений о жизни церкви. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. (Учитель проходит по классу и проверяет готовность учеников к уроку). Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. |
Учащиеся проверяют, все ли принадлежности к уроку у них готовы. |
П. Проверка домашнего задания. |
1.Объясните название параграфа «Золотой век» Русской культуры. |
Ученик поднимает руку и отвечает: «Это была эпоха, во время которой произошел стремительный взлет в культурном развитии страны. Это время не зря называют «золотым веком» русской культуры.» |
2. Назовите самые значительные, на ваш взгляд, достижения русской архитектуры и живописи I половины ХIХ в. |
Ученик отвечает: «Значение имело возведение в начале ХIХ в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. По проекту Росси были построены здания Сената и Синада, Александровского театра, Михайловского дворца. |
|
Учитель проецирует на экран храмы: Исакиевский собор и Храм Христа Спасителя. Ребята, расскажите поподробнее, что вы знаете об этих сооружениях. |
Один ученик встает и рассказывает: «Исаакиевский собор строился 40 лет с 1818 по 1858 гг. в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в I половине ХIХ в. Проект был разработан французским архитектором О. Монфераном. Собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия., его тесный союз с православной церковью.» Другой ученик раскрывает свои знания о Храме Христа Спасителя: «В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Строительство храма задумывалось в память избавления от наполеоновского нашествия. В 1931 г. Храм был разрушен.» |
|
Хорошо, ребята, молодцы! Раз вы заговорили о церкви, то и речь наша с вами сегодня пойдет о церкви. Откройте свои тетради и запишите тему: «Русская православная церковь в I половине ХIХ в.». По ходу объяснения вы будете делать записи в тетрадь. Учитель записывает тему на доске. |
Ученики открывают тетради и записывают тему урока. |
|
III. Изучение нового материала |
На протяжении ХIХ века положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I. Важные статьи петровского «Духовного регламента» были включены в Свод законов». Закон разрешал исповедовать все религии, если они лояльно относятся к существующему порядку. |
|
Ребята, запишите в тетрадь Положение духовенства. |
Ребята записывают в тетради: «Духовенство разделялось на черное (7 тыс.человек) и белое (53 тыс. человек). Черное духовенство составляют монахи и монахини. Из числа монахов назначалась высшая иерархия церкви. Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (диаконов и псалмовщиков). |
|
Со времен Петра наблюдалось все более тесное церкви и государства. В конце концов православная церковь превратилась в часть государственной машины. Ребята, вспомните, что такое секуляризация. |
Ученик отвечает: «Секуляризация – это конфискация церковных земель в ХVIII в.» |
|
Тем не менее монастырское землевладение постепенно вновь стало расти. Увеличивались и денежные капиталы монастырей – в основном за счет многочисленных пожертвований. Среди русских монастырей выделялось несколько особочтимых- Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, Оптина пустынь (в Калужской епархии). Большую известность в народе получил монах Саровской. Ребята, давайте покажем на карте эти русские монастыри и отметим у себя в контурных картах. Сейчас, ребята, поработайте самостоятельно с учебником. На стр. 199-200 сравните церковную политику Александра I и Николая I. Как их церковная политика связана с общей внутренней политикой, проводимой этими государями? Делая записи в тетради. И сделайте вывод. |
Один ученик выходит к доске и показывает на карте монастыри, а остальные смотрят и отмечают у себя в контурных картах. Ребята делят страницу на две части и записывают: Николай I и Александр I: Секуляризация монастырских землевладений в ХVIII в. лишила монастыри больших земельных угодий. При Николае I каждому монастырю от казны был выделен небольшой земельный надел. Сверх этого они могли приобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) всякий раз с особого «высочайшего» разрешения. При Александре I духовные учебные заведения были объединены в одну систему. К середине века власти добились того, что на должности приходских священников стали назначаться лица с образованием не ниже семинарского. Вывод: церковь поддерживалась государством. |
|
Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся с личностью главы православной церкви Метрополитом Филаретом, о котором нам сейчас расскажут. |
Заранее подготовленный ученик делает сообщение: Филарет родился в Коломне, в семье диакона, окончил семинарию и в 1808 г. постригся в монахи. Его пригласили выступить с проповедью в дворцовой церкви. Там он осудил роскошь. Придворным это не понравилось, и проповедь не имела успеха. |
|
А сейчас давайте вспомним: 1. Кто такие старообрядцы? 2. Как они реагировали на реформы Никона? 3. Акты неповиновения. |
Ученик отвечает: «Старообрядцы – это люди, не признававшие никоновских реформ. Они это выражали разными методами неповиновения: уходили в отдаленные районы, селились там, стигали, убивали себя.» |
|
(Учитель беседует с ребятами) Молодцы, ребята! Все вспомнили. Далее учитель рассказывает о преследованиях старообрядцев. Старообрядчество не было единой организацией. Оно разделялось на два направления – приемлющих священство и не приемлющих. |
||
Запишите себе в тетради: Первых звали «поповцами», вторых – «беспоповцами». Начался разгром старообрядческих монастырей на реке Большой Иргиз. В 1846 г. в старообряд. пришел босносараевский митрополит Амвросий, ставший митрополитом белокриницким. «Австрийское согласие» стало как бы второй православной церковью России. |
||
Запишите в тетрадь новое понятие «Австрийское согласие», что это такое? Учитель записывает понятие на доске. Приходское духовенство основную задачу видело в исполнении обрядов и слабо вело проповедь, благодаря им укреплялось старообрядчество. |
Учащиеся записывают в тетради: «Австрийское согласие» - это вторая православная церковь в России. |
|
IV. Закрепление изученного материала |
Вот мы завершили рассмотрение нашей темы «Русская православная церковь в I половине ХIХ в». Давайте с вами закрепим материал, с которым мы сегодня познакомились. 1. Какое место православная религия, церковь занимали в государственной системе? |
Ученик поднимает руку и отвечает: «На протяжении VIХ в. положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I. В «Своде законов» содержится религиозное обоснование царской власти и тем самым закреплен давний союз церкви и государства. Закон объявлял православными «первенство» и господство» в России верой.» Другой ученик встает и отвечает: «Духовенство разделено на черное и белое. Черное духовенство составляли монахи и монахини. Белое – состоит из приходских священников и низшего клира.» |
V. Домашнее задание. |
Молодцы, вы все сегодня хорошо поработали (учитель выставляет оценки за работу на уроке). Я благодарю за такую добросовестную работу. Запишите домашнее задание: $ 66 «Русская православная церковь в I половине ХIХ в.» и еще рассчитывая на ваши способности и активность, даю вам работу: составьте развернутый план по всему параграфу. До свидания. |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |
Федеральное агенство по образованию
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
Кафедра психологии образования
Кафедра педагогики
Кафедра Новой и Новейшей истории
Психолого-педагогическое и методическое
обоснование урока на тему:
«Русская православная церковь в I половине 19 века»
Выполнила: студентка 5 курса ДО
Филиппова
Екатерина
Вячеславовна
Проверила: доцент кафедры Новая и
Новейшая история
Василенко И.Т.
Тула, 2007 г.
При постановке целей урока учитывались следующие факторы:
- возраст учащихся (15-16 лет): психологические особенности подростков, а именно важнейшее новообразование – появление чувства взрослости, самости «Я»; (учащиеся на уроке отстаивают свою позицию, выслушивают мнение других);
- достаточно высокий уровень обученности школьников ( в т.ч. частично-поисковый уровень самостоятельной деятельности);
- техническое оснащение школы, а именно наличие отдельного кабинета истории и обществознания, что создает положительный настрой класса на урок;
- специфика темы урока «Русская православная церковь в I половине ХIХ в.» объективная содержательная сложность, небольшой объем, в то же время объективный интерес учащихся к теме; на протяжении всего урока шла работа с понятием церковь, религия в различных аспектах и на различных уровнях;
- свои собственные возможности – молодого педагога, имеющего малый опыт работы в профессиональной педагогической деятельности.
С учетом личностно ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке, помимо овладения определенным учебным содержанием темы, была попытка формирования эмоционально-ценностных запросов и намерений, а именно:
а) опыта познавательной деятельности, фиксируемый в форме её результатов знаний о церкви, религии, духовной культуре;
б) опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (при решении заданий на данном уроке); - работа с учебником; сравнительная характеристика;
в) опыта творческой деятельности - в форме умений принимать
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.