- малодушие,
- злобность,
- зависть,
- эгоизм,
- трусость,
- воля,
- грубость,
- выдержка,
— стыдливость,
— мужество."
Высказывания великих людей делают такие уроки более убедительными :
"Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья" (А.Шопенгауэр);
"Главные медикаменты - это чистый воздух, холодная вода, пила и топор" (В.Д.Поленов);
"Великие люди всегда были воздержанными в еде" (О.Бальзак);
Человек может жить до 10О лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры" (Н.П.Павлов).
В обществоведческой теме "Человек и природа" акцент делается на вопросах экологии, охраны окружающей среды, активном проявлении человеческого отношения к живому и неживому в природе.
Рекомендуется обществоведческие темы рассматривать как размышление о внутреннем состоянии конкретного человека, пытающегося проникнуть в собственный духовный мир, постичь его. Предлагаются следующие темы: "Как я воспринимаю самого себя?", "Как я воспринимаю других?", "Что для меня свято?". Рассматриваются понятия тела и телесности как психофизической основы личности, самоидентификации, возраста как определения индивидуальности человеческих потребностей, интуиции, ценностей как жизненной установки, смерти и бессмертия в ценностном измерении, оптимизма и пессимизма как установки личности.
В рамках курса "Обществознание" возможно проведение конференций "Феномен человека", "В борьбе за жизнь и здоровье человечества", дискуссий "Загадки нашего организма", "Мода и здоровье", семинаров "Что делает человека человеком", "Умеем ли мы питаться, или "себе могилу роем ложкой?", "Война с микробами. Кто победит?", уроков "Я - концепция", "Загадки памяти", "Экология - наука не о природе, а о разуме человека".
Особое внимание обращается на проблемы здоровья современного молодого человека, курение, алкоголизм, наркомания, СПИД. Можно использовать следующие высказывания знаменитых людей:
"Алкоголь вполне надежное средство, когда следует поубавить ума".
(В.Я.Данилевский);
"То, что очень трудно перестать пить вино и курить, есть ложное представление, внушение, которому не надо поддаваться".
(Л.Н.Толстой).
Один из путей организации обучения детей и подростков истории и другим общественным дисциплинам без потерь здоровья видится в разработке и внедрении в практику школы интегрированных курсов. Такие курсы сокращают сроки изучения истории, ликвидируют дублирование. При этом появляется резерв времени, снижаются нагрузки и улучшается, естественно, самочувствие ребенка. Интегрированное обучение как нельзя лучше соответствует принципу природосообразности при обучении, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного природного развития ребенка, и все педагогические средства соответствуют общим законам природы. Благодаря интеграции максимально учитываются природные способности ребенка, укрепляется нравственное и физическое здоровье школьников.
Интегрированные курсы и уроки возможны на стыке истории и общест-вознания истории и МХК, истории и литературы, истории и ИЗО, истории и музыки, истории и географии, истории и биологии, истории и предметов физико-математического цикла в зависимости от проблем и аспектов, которые рассматриваются в конкретном историческом периоде.
Примером может служить интегрированный курс "Цивилизации мира", синтезирующий материал истории, литературы, политологии, социологии, искусства и в то же время представляющий качественно новое содержание. Весь этот материал входит в гуманитарную область и интегрируется на основе цивилизационного подхода к образовательному процессу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.