Содержательным стержнем курса "Тулаведение" становится истори— ко-культурологический принцип отбора материала, на основе которого происходит интеграция знаний учащихся, включающих s себя изучение территории города, достопримечательностей, выдающихся явлений культуры, науки, искусства, традиций.
Одним из важнейших путей сохранения здоровья ребенка средствами истории является приближение содержания предмета к личности ребенка, предоставление возможности школьнику пропустить историю как бы через себя. Настоящее воспитание историей заключается в наличии возможности самовоспитания, которое состоит в "примеривании на себя исторических костюмов, масок, ситуаций". Необходимо опираться на конкретную, понятную ребенку жизненную почву и "пропитать" его атмосферой историзма.
Взгляд ребенка и его близких, обращенный на семейное прошлое, позволяет найти точки сопряжения между глобальной историей и собственной историей школьника. Специально организованная работа по личностной идентификации семейной истории и истории Отечества позволяет учащимся почувствовать себя, своих предков в мире истории, приблизить теоретические постулаты учебников к личному "Я". Виды такой работы: составление родословной своей семьи, летописи семьи, определение происхождения фамилии, создание герба своего рода и др.
Уроки истории в Школе здоровья направляются на внутренний мир ученика, его личностное отношение к прошлому, настоящему, формирование собственной позиции и системы ценностей. Это уроки самоопределения и самореализации. Например, на уроке "В чем истинная мудрость князя?" (Киевские князья периода расцвета государства) учитель ставит задачу от первичных эмоциональных представлений о жизни и деятельности первых Рюриковичей (IX—Х1вв.) подвести школьников к взвешенным аргументированным убеждениям в необходимости правителям государства обладать положительными моральными и положительными личностными качествами. Очевидно, что такие уроки должны завершать тематический блок, подводя итоги изучения новой темы на личностно ориентированном уровне.
В здоровьесохраняющем обучении информация - это не сообщение отдельных фактов. Учитель создает ситуацию, которая находится в координатах жизнедеятельности ребенка. Например, при изучении темы "Русско-турецкие войны XYIIIB." учащимся предлагается разыграть диалог двух русских купцов либо купца и дворянина, раскрывающий интересы этих слоев общества на юге. Таким образом, ребята подходят к пониманию смысла внешней политики Екатерины II.
На уроках граждановедения и обществознания учащиеся пищут сочинения "Если бы я был министром здравоохранения", "Если бы я был директором школы", "Здоровье дороже золота" (В.Шекспир), дискутируют на темы: "Модные виды спорта и здоровье", "Можно ли запретить потреблять алкоголь", "Нельзя лечить тело, не леча душу" (Сократ), "Здоровье доступно каждому", выступают с сообщениями "Алкоголь - поставщик людей для тюрем" и др.
Другими словами, только описательный стиль неуместен при изучении истории. Школьникам нужно дать возможность сравнивать мысли и дела предков со своими представлении о происходившем, самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению и в конечном счете - к сознательному научному моделированию бесконечного исторического процесса, который так бурно протекает в наши дни.
С этой целью на уроках применяется деятельностный подход, предполагающий:
— решение нравственных проблем на базе исторического материала;
— установление исторических параллелей;
— обсуждение проблем на базе исторического материала;
— разыгрывание сценок и т.д.
Урок строится так, чтобы способствовать совершенствованию и развитию индивидуальных способностей учащихся. Это достигается благодаря активному внедрению диалогических форм общения учеников и учителя. Диалог - это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблем. Ответы школьников при этом являются не повторением текста учебника, а отстаиванием собственных взглядов. При этом у детей развиваются аналитические, синтетические оценочные навыки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.