Конспект урока на тему: «Становление российского парламентаризма»

Страницы работы

Содержание работы

                                               Конспект урока.

                         Тема: «Становление российского парламентаризма».

Оборудование урока: учебник: Левандовский А.А, Щетинов Ю.А. История России XX – начало XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учреждений М., 2004; на доске – схема российского парламента.

Тип урока: комбинированный.

Целевая установка урока:

Обучающая: обеспечить усвоение учащимися сущности российского парламентаризма начала XX века и ограниченности его сословными привилегиями и отсутствием демократической традиции, подчеркнуть оппозиционный характер  I  Гос. Думы.

Развивающая: Формировать у учащихся навыки устной речи, умение грамотно аргументировать свою точку зрения в процессе проверки устного домашнего задания и при ответах на вопросы в ходе объяснения нового материала. Развивать логическое мышление и умение самостоятельно добывать нужную информацию в тексте параграфа.

Воспитательная: формировать у учащихся положительное отношение к многопартийности, парламентаризму и демократическим правам и свободам как основе существования правового государства и гражданского общества. Содействовать тем самым патриотическому воспитанию, а также формированию ответственности и трудолюбия при самостоятельной работе с текстом.

                                                              Ход урока.

Структурные компоненты урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Орг. момент.

Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих. Запись темы урока на доске «Становление российского парламентаризма».

Приветствуют учителя. Записывают тему в тетрадь

Проверка домашнего задания.

1)  Рассказать о причинах и предпосылках 1-й российской революции.

2)  Осветите события и итоги 1-го этапа революции.

3)  Осветите события и итоги 2-го и 3-го этапов революции. В чем заключаются положительные достижения борьбы, чем выразились ее негативные итоги?

4)  Охарактеризуйте цели и действия различных социальных слоев.

5)  Проверка таблицы в тетради у 5 учащихся.

Отвечают у доски (4 учащихся).

Отвечают с места (элемент фронтального опроса)

Переход к изучению нового материала.

Итак, революционное движение было подавлено силой. Однако правительство вынуждено был пойти на существенные уступки.

Изучение нового материала.

Наиболее существенной уступкой был созыв государственной думы.

11 дек. 1905 г. Был опубликован указ о выборах в Думу. Их предлагалось организовать по куриям: землевладельческой, крестьянской и рабочей. 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Как вы думаете, почему именно так была организована куриатная система?

Кроме того, правительство постаралось создать своеобразный противовес относительно демократической Думе в виде чиновничье-аристократического Государственного совета. 20 февраля 1906 г. был создан указ о его реформе. Из совещательного органа при царе он превращался в верхнюю законодательную палату с правом отклонения думских законопроектов. Половина членов ГС назначалась царем из высших сановников-бюрократов, а половина избиралась из среды крупных помещиков и буржуазии, духовенства и профессуры. Консервативен. Начертим схему государственной власти, подвергшейся реформированию.

23 апр. 1906 г. Опублик. Нов. «Основные законы Российской империи»: определение царской власти как неограниченной исчезло. Ст.7 гласила, что ип-р осущ. власть в единстве с ГС и ГД. У царя оставалось право издавать указы в период между Думами или на думских каникулах. Ст.35 провозглашала неприкосновенность ч/с.

Ст.44 указ., что никакой новый закон не мог вступить в силу без одобрения ГД и ГС.

Несмотря на создание консервативных противовесов парламенту, выборы в Думу дали неожиданный для правительства результат. Прочитайте самостоятельно раздел I ГД на стр. 56. найдите и выпишите факты, подтверждающие оппозиционный характер Думы (исходя из партий, получивших места в Думе)

(состав: октябристы 13, кадеты – 153, беспартийные 200 – из них – 107 «трудовая группа» - крестьяне, во многом разделявшие эсеровскую программу; требования: установление равных всеобщих выборов, упразднение ГС, личная ответственность министров перед Думой, гарантии гражданских свобод, отмена смертной казни, политич. амнистии)

Нов. премьер Горемыкин отверг требования. Поводом к роспуску ГД явилось обсуждение аграрного вопроса. Кадеты: создание земельного фонда для обеспечения малоимущих крестьян за счет казенных, монастырских и частично конфискованных помещичьих земель. Трудовики: включить в земельный фонд все земли, оставив бывшим хозяевам лишь трудовую норму (т.е. фактич., уничтожение помещ. землевладения).

Правительство пугали оба проекта. Роспуск 9 июля 1906 г.

Выборгское воззвание не получило серьезного отклика.

Между тем, революционное движение постепенно сходило на нет. нов главой правительства стал П.А. Столыпин. Положение о военно-полевых судах.

II ГД оказалась еще более оппозиционной: преимущества у кадетов, трудовиков, 65 мест у социал-демократов. Отказ от одобрения карательных действий правительства и обсуждение аграрного вопроса в пользу конфискации помещичьих земель вновь послужило причиной роспуска ГД. 3 июня 1907 г. Издан новый избирательный закон, явившийся по сути гос. переворотом сверху.

Т.о., революция завершилась, оставив неразрешенными большинство вопросов.

Ответ с места.

Император

Гос.Совет      Совет          Сенат

Гос.Дума    Министров

(перечерчивают с доски в тетрадь)

Читают раздел, выписывают факты, отвечают на вопрос.

Закрепление изученного материала

Как вы считаете, почему манифест не успокоил российское общество и не консолидировал его в формировании конституционной монархии?

отвечают на поставленный вопрос

Д\З

$ 14 – 15, ответьте на вопросы после параграфа.

Записывают задание в дневник.

Похожие материалы

Информация о работе