План-конспект урока истории в 10 классе на тему: "Расцвет древнерусского государства. Русское общество в XI веке)

Страницы работы

Содержание работы

План-конспект урока

Тема: Расцвет древнерусского гос-ва. Русское общество в XI в. (2 часа).

Класс: 10 – «Б»

Учебник: Сахаров А. Н.,  Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца ХIХ век. – М., 2003.

Тип урока: комбинированный.

Учитель:

Цели урока

Обучающая цель – Обеспечить усвоение учащимися того, что в XI веке на Руси начинают формироваться феодальные отношения с присущими им формами собственности и социальной дифференцированности.

Развивающая цель – Обеспечить продолжение формирования умений учащихся самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, обобщать материал, делать умозаключения и выводы. Воспитательная цель – способствовать на примере показа величия древнерусских городов и церквей формированию бережного отношения к памятникам истории и архитектуры.

Оборудование

Учебник, тетрадь, атлас, доска, мел, док-ты, раздаточные материалы,  карта “Древнее государство Киевская Русь в IX – начале XII вв”

Основные понятия

Феодализм, вотчина, дружина, бояре, воеводы, посадник, кормление, десятина.

Ход урока

1.  Организационный момент (3 минуты).

Действия учителя

Действия учеников

Приветствует учащихся

Проводит перекличку, отмечает отсутствующих

Отвечают

Отзываются

2. Повторение изученного материала (20 минут)

Действия учителя

Действия учеников

Повторяет что было задано.

Раздает всем ученикам карточки для самостоятельной работы с вопросами и вариантами ответов (проверка знаний по пройденному курсу)

Выслушивает вопросы учеников по организационной части выполнения работы.

Говорит учащимся приступать к выполнению работы.

Смотрит за работой учеников.

Говорит, что время истекло и собирает карточки с выполненными заданиями.

Слушают

Слушают, получают задания

Задают вопросы, слушают.

Начинают выполнять задания.

Выполняют задание.

Заканчивают выполнение работы, отдают карточки.

3. Объяснение нового материала (17+35 минут).

Действия учителя

Действия учеников

Объявляет тему урока «Расцвет древнерусского гос-ва. Русское общество в XI в», фиксирует ее на доске.

Просит учеников вспомнить какие формации можно выделить в развитии того или иного государства.

Акцентирует внимание на периоде феодализма, говорит, что именно этот строй формируется на Руси к XI веку. Дает определение феодализма, записывает его на доске.

Далее учитель рассказывает о земельных отношениях на Руси в данное время. Дается определение понятиям «вотчина», «кормление», «повинность». Данные понятия учащиеся фиксируют в тетради. После учитель говорит, что земельные отношения являются одним из признаков феодализма. Признаки фиксируются в тетради.

Учитель говорит, что в связи с развитием феодальных отношений на Руси формируется класс феодалов. Дает социальную структуру общества и упоминает о том, что иерархическая структура класса феодалов является так же признаком феодализма. Предлагает записать данный признак в тетрадь.

Далее учитель говорит о городах, их роли  центров жизни страны.

После говорится о усилении роли церкви в жизни страны. Описывается ее структура, упоминается о церковной десятине. Подчеркивается то, что церковь становится земельным собственником.

При рассказе об армии учитель акцентирует внимание учащихся на том, что ее структура подчинялась определенной иерархии. Говорит о составных частях армии (дружина и полк), сражениях, тактике. На доске рисуется схема ведения боя в средние века.

Далее учитель рассказывает о киевском восстании 1068 года и подчеркивает необходимость принятия в те времена нового свода законов.

Учитель предлагает ученикам ознакомиться с материалом на стр. 78-81 и ответить на вопрос: «Какие группы населения упоминал закон, чьи интересы отражал?».

Записывают тему в тетрадь.

Отвечают.

Слушают, записывают определение в тетрадь.

Слушают, записывают.

Слушают, пишут.

Слушают, фиксируют основные положения в тетради.

Слушают, фиксируют основные положения в тетради.

Слушают, копируют схему в тетрадь.

Слушают, записывают дату восстания в тетрадь.

Читают, обсуждают, записывают совместно с учителем вывод.

4. Закрепление нового материала (5 минут).

Действия учителя

Действия учеников

Подчеркивает, что к XI веку на Руси складываются феодальные отношения, с определенными отношениями собственности и производства материальных благ, совместно с классом перечисляет признаки феодализма.

Слушают.

5. Домашнее задание.

Действия учителя

Действия учеников

Задает на дом учащимся задание: прочитать § 10-11 учебника, дополнительные материалы к нему, ответить (устно) на вопросы в конце параграфа, выучить термины, запомнить даты.

Слушают, записывают задание в дневник.

Похожие материалы

Информация о работе