Тема: Расцвет древнерусского гос-ва. Русское общество в XI в. (2 часа).
Класс: 10 – «Б»
Учебник: Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца ХIХ век. – М., 2003.
Тип урока: комбинированный.
Учитель:
Цели урока
Обучающая цель – Обеспечить усвоение учащимися того, что в XI веке на Руси начинают формироваться феодальные отношения с присущими им формами собственности и социальной дифференцированности.
Развивающая цель – Обеспечить продолжение формирования умений учащихся самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, обобщать материал, делать умозаключения и выводы. Воспитательная цель – способствовать на примере показа величия древнерусских городов и церквей формированию бережного отношения к памятникам истории и архитектуры.
Оборудование
Учебник, тетрадь, атлас, доска, мел, док-ты, раздаточные материалы, карта “Древнее государство Киевская Русь в IX – начале XII вв”
Основные понятия
Феодализм, вотчина, дружина, бояре, воеводы, посадник, кормление, десятина.
Ход урока
1. Организационный момент (3 минуты).
Действия учителя |
Действия учеников |
Приветствует учащихся Проводит перекличку, отмечает отсутствующих |
Отвечают Отзываются |
2. Повторение изученного материала (20 минут)
Действия учителя |
Действия учеников |
Повторяет что было задано. Раздает всем ученикам карточки для самостоятельной работы с вопросами и вариантами ответов (проверка знаний по пройденному курсу) Выслушивает вопросы учеников по организационной части выполнения работы. Говорит учащимся приступать к выполнению работы. Смотрит за работой учеников. Говорит, что время истекло и собирает карточки с выполненными заданиями. |
Слушают Слушают, получают задания Задают вопросы, слушают. Начинают выполнять задания. Выполняют задание. Заканчивают выполнение работы, отдают карточки. |
3. Объяснение нового материала (17+35 минут).
Действия учителя |
Действия учеников |
Объявляет тему урока «Расцвет древнерусского гос-ва. Русское общество в XI в», фиксирует ее на доске. Просит учеников вспомнить какие формации можно выделить в развитии того или иного государства. Акцентирует внимание на периоде феодализма, говорит, что именно этот строй формируется на Руси к XI веку. Дает определение феодализма, записывает его на доске. Далее учитель рассказывает о земельных отношениях на Руси в данное время. Дается определение понятиям «вотчина», «кормление», «повинность». Данные понятия учащиеся фиксируют в тетради. После учитель говорит, что земельные отношения являются одним из признаков феодализма. Признаки фиксируются в тетради. Учитель говорит, что в связи с развитием феодальных отношений на Руси формируется класс феодалов. Дает социальную структуру общества и упоминает о том, что иерархическая структура класса феодалов является так же признаком феодализма. Предлагает записать данный признак в тетрадь. Далее учитель говорит о городах, их роли центров жизни страны. После говорится о усилении роли церкви в жизни страны. Описывается ее структура, упоминается о церковной десятине. Подчеркивается то, что церковь становится земельным собственником. При рассказе об армии учитель акцентирует внимание учащихся на том, что ее структура подчинялась определенной иерархии. Говорит о составных частях армии (дружина и полк), сражениях, тактике. На доске рисуется схема ведения боя в средние века. Далее учитель рассказывает о киевском восстании 1068 года и подчеркивает необходимость принятия в те времена нового свода законов. Учитель предлагает ученикам ознакомиться с материалом на стр. 78-81 и ответить на вопрос: «Какие группы населения упоминал закон, чьи интересы отражал?». |
Записывают тему в тетрадь. Отвечают. Слушают, записывают определение в тетрадь. Слушают, записывают. Слушают, пишут. Слушают, фиксируют основные положения в тетради. Слушают, фиксируют основные положения в тетради. Слушают, копируют схему в тетрадь. Слушают, записывают дату восстания в тетрадь. Читают, обсуждают, записывают совместно с учителем вывод. |
4. Закрепление нового материала (5 минут).
Действия учителя |
Действия учеников |
Подчеркивает, что к XI веку на Руси складываются феодальные отношения, с определенными отношениями собственности и производства материальных благ, совместно с классом перечисляет признаки феодализма. |
Слушают. |
5. Домашнее задание.
Действия учителя |
Действия учеников |
Задает на дом учащимся задание: прочитать § 10-11 учебника, дополнительные материалы к нему, ответить (устно) на вопросы в конце параграфа, выучить термины, запомнить даты. |
Слушают, записывают задание в дневник. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.