Тема: Крестовые походы.
Исходные факторы урока:
· 6 класс городской средней общеобразовательной школы;
· высокий уровень мотивации учебной деятельности (носит внешний характер);
· количество учеников в классе 24 (10 мальчиков и 14 девочек);
· высокая активность на уроке;
· детям привычен авторитарный стиль общения;
· во внеклассной деятельности проявляют только с классным руководителем;
· большая часть детей из благополучных, материально обеспеченных семей.
Общедидактическая цель урока:
Охарактеризовать причины крестовых походов на Восток и цели их участников. Показать роль Католической Церкви как вдохновителя и организатора этих походов.
Цель урока на языке наблюдательных действий:
· ученик называет основные понятия темы (крестовый поход, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден);
· ученик выявляет причины крестовых походов (отсутствие свободных земель, затяжной голод, неурожаи, эпидемии в Европе, цель – завоевание стран Востока и подчинение их Папе Римскому);
· ученик перечисляет состав участников крестовых походов (духовенство, феодалы, рыцари, итальянские города);
· ученик называет повод к началу крестовых походов (захват турками-сельджуками христианской святыни – г. Иерусалим);
· ученик определяет последствия крестовых походов и причины неудач;
· ученик определяет самый результативный крестовый поход;
· ученик оценивает роль Католической Церкви как вдохновителя и организатора крестовых походов.
Методы обучения, применяемые на уроке
по источнику получения знаний: словесный (объяснение, беседа), наглядный (карта, атлас, таблица, схема), печатно-словесный (учебник), проектический (заполнение таблицы).
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения:
визуальные: таблица "Хронология и результаты крестовых походов", схема "Духовно-рыцарские ордена", карта "Крестовые походы", атлас;
печатно-словесные: учебник "История средних веков" (авторы Е.В.Агибалова, Г.М.Донской) 6 класс М., Просвещение, 2004 г.
Тип урока: комбинированный
План:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Переход к изучению новой темы
4. Изучение нового материала
· причины крестовых походов
· крестовые походы
· духовно-рыцарские ордена
5. Закрепление изученного
6. Итог урока
7. Домашнее задание
ЭтАП урока |
Действия учителя |
действия ученика |
время |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||||||||
1.Организационный момент 2.Проверка домашнего задания |
Здороваюсь с учащимися, добиваюсь тишины в классе. Разрешаю сесть за парты. Вызываю дежурных, чтобы отметить отсутствующих. Прошу напомнить домашнее задание. Проверка домашнего задания проводится двумя способами: 1) 5 учащихся работают с карточками; 2) с остальными проводится фронтальный опрос. Вопросы для фронтального опроса: 1) Назовите причины раскола Христианской Церкви на Католическую и Православную; 2) Охарактеризуйте основные различия между Католической и Православной Церковью; 3) Назовите причину борьбы между светской и духовной властью. Чем она завершилась? 4) Раскройте источники богатства Церкви; 5) Раскройте причины и формы борьбы Католической Церкви с еретиками. |
Учащиеся успокаиваются Учащиеся садятся. Дежурные называют отсутствующих и напоминают тему домашнего задания: "Католическая Церковь: путь к вершине Учащиеся получают карточки (5 человек). Содержание карточек 1) Дайте определение следующим понятиям: инквизиция, монашество, индульгенция. 2) Какое событие произошло в данное время: а) 1054; б) 800; в) 500. 3) Охарактеризуйте основные источники накопления богатств Католической Церковью. Учащиеся отвечают на вопросы Примерные ответы учащихся 1) Стремление Папы Римского оказывать влияние на народы Восточной Европы и Балканского полуострова, которые подчинялись патриарху Византии. 2) Различия между Церквями один из учащихся выписывает на доске в виде таблицы, которую разбирали на предыдущем уроке: Различия между Церквями:
3. Церковь была единственной сплоченной организацией, поэтому Папа вмешивался в дела всех государей и подчинил своей власти почти всех европейских королей. 4.Источники богатства церкви: церковная десятина; продажа индульгенций, плата за обряды: продажа церковных должностей. 5.Недовольство еретиков отходом священнослужителей от Священного Писания отвергали церковные обряды и плату за них. Один из наиболее сильных учащихся обобщая ответы одноклассников дает ответ на вопрос: "роль католической церкви в средневековом обществе". (Имеет большое влияние в 11 -13 веках, является единой организацией, папа римский подчиняет своему влиянию большинство государей Европы, светская власть ниже церковной). |
1-2 мин. |
|||||||||||||||||||
3.Переход к изучению новой темы. 4. Изучение нового материала 5. Закрепление изученного 6.Итог урока. 7. Домашнее задание |
Выслушиваю ответы учащихся, корректирую их при необходимости. Проверяю знание понятий: ереси, еретики, инквизиция, католическая церковь христианская церковь. Вводное слово: "Ребята мы с вами выяснили, какую роль играла Католическая Церковь в средневековом обществе – это была не только духовная организация, но и политическая сила в Европе. Сегодня мы поговорим с вами о Крестовых походах" и о Церкви, которая являлась их организатором. Записываю тему на доске. Мы рассмотрим следующие вопросы: 1) Причины крестовых походов; 2) Крестовые походы; 3) Духовно – рыцарские ордена. Рассказ учителя: Вследствие захвата турками-сельджуками большинства арабских владений в том числе Иерусалим – христианскую святыню. Это вызвало переполох в христианском мире. Император Византии Алексей обратился к папе Римскому за помощью в борьбе с иноверцами. 18 ноября 1095 г. в г. Клермоне папа Урбан II произнес речь. Посмотрим ее содержание с. 116 Т.о. учащиеся при помощи учителя подходят к выяснению причин крестовых походов (при помощи наводящих вопросов: - к кому обращена речь Папы; - к чему призывал Папа; - что обещал Папа). Задаю учащимся проблемный вопрос: "Исходя из того, что мы обсуждали и уже знаем о роли Католической Церкви в средневековом обществе, давайте попытаемся выяснить истинные причины крестовых походов. Перед учащимися ставятся следующие проблемные вопросы: - почему в XI веке возникло это движение и стало массовым; - почему феодалы стремились к богатствам восточных стран; - почему феодалы стремились увеличить свои доходы. Т.о. формулируются причины крестовых походов: 1) Желание западных феодалов и Папской области приобрести новые владения и увеличить свои доходы; 2) Желание Пап распространить свою власть на новые государства и страны. Сделаем вывод о составе участников крестовых походов. Продолжаю: "Итак, поводом для крестовых походов стали 2 события: 1) Захват малой Азии и Палестины турками-сельджуками. В 1071 г. они захватили Иерусалим: прекратился доступ к святым местам. 2) Обращение императора Византии Алексея к Папе Римскому с просьбой о помощи в борьбе с иноверцами. По второму вопросу учащимся предлагается таблица "Хронология и результаты крестовых походов", где указана дата, состав участников, цели, направление, результаты. Перечисляю последствия крестовых походов: -нежелание участвовать в них; -улучшение с/х; -рыцари могли служить по найму; -войны с мусульманами были очень тяжелы; -итальянцы добились права торговать с Востоком. Добились ли европейцы целей, поставленных перед началом походов? Для изучения третьего вопроса учащимся предлагается схема: Духовно-рыцарские ордена тамплиеры тевтонцы госпитальеры другие Рассказ учителя: с 1100 по 1300 гг. в Европе образовалось 12 духовных орденов. Цель образования: для обороны и расширения владений крестоносцев. Состав: монахи-рыцари. После прослушивания сообщений перед классом ставятся проблемные вопросы: -с какой целью и как были созданы духовно-рыцарские ордена? -какую роль они сыграли в государствах крестоносцев? На этом этапе проводится актуализация знаний, полученных на данном уроке в форме беседы по следующим вопросам: 1. Назовите причины крестовых походов. 2. Почему Католическая Церковь была организатором и вдохновителем крестовых походов. 3. Перечислите духовно-рыцарские ордена, назовите цели их создания. При проведении беседы акцент делается на собственное мнение учащихся. 4. Как вы думаете, почему в крестовых походах принимали участие все слои средневекового общества. Итак, сегодня мы с вами познакомились с темой "Крестовые походы", которая тесно связана с предыдущей темой "Католическая Церковь: путь к вершине". Давайте сделаем вывод: добились ли участники крестовых походов поставленных целей. Выставляются оценки учащимся, работающим на уроке. Дети получают домашнее задание: §17, вопр.1, 2, 3. Заполнение таблицы: 1 вариант (девочки)
2 вариант (мальчики) Последствия крестовых походов
|
Учащиеся записывают тему "Крестовые походы" в тетрадь Учащиеся открывают учебники и читают (один читает вслух) Учащиеся анализируют содержание речи Примерные ответы: - речь Папы обращена ко всем слоям общества; - призывал выступить против иноверцев; - обещал богатство и прощение грехов. В ходе беседы учащиеся приходят к выводу: основные причины крестовых походов – стремление западных феодалов и католического духовенства захватить богатые восточные страны. В тетрадь учащиеся записывают определение: "Крестовые походы – это военные экспедиции, или военно-колониальное движение, западноевропейских феодалов против мусульман". Примерные ответы: - отсутствие свободных земель для феодалов; - труд крестьян не удовлетворял их потребностей; - торговля с Востоком (привоз оттуда предметов роскоши) - в Европе эпидемии, падеж скота, неурожаи. Учащиеся без труда называют: духовенство, крестьяне, рыцари, феодалы. При помощи таблицы и атласа учащиеся показывают: -место разгрома крестьян в Нике 1096г. -захваченную территорию после Первого крестового похода; -направления походов; -определяют районы восстаний против крестоносцев; -Латинскую империю. Учащиеся показывают самый результативный крестовый поход. Учащиеся при помощи учителя приходят к выводу, что европейцам крестовые походы стоили неоправданно больших жертв. Поставленных целей они не достигли (завоевание стран Востока). Учащиеся переносят схему в тетрадь На прошлом уроке 3 учащихся получили задания подготовить сообщения о наиболее известных орденах (тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден). Учащиеся рассказывают о духовно-рыцарских орденах (1-2 мин). Прослушав информацию учителя и одноклассников, учащиеся отвечают на проблемные вопросы, определяют роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев. Примерные ответы учащихся: Духовно-рыцарские ордена смогли накопить богатства, расширить свои владения, участвовать в торговых и финансовых сделках, следовательно, ордена представляли собой сплоченную силу крестоносцев. Ордена вступали в отношения между собой и феодалами, что привело в итоге к ослаблению государств крестоносцев. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, применяя полученные знания на данном уроке, и высказывая свое мнение. Один из наиболее сильных учащихся делает вывод: европейцам крестовые походы стоили больших жертв. Поставленной цели – завоевание стран Востока – они не достигли. Учащиеся записывают домашнее задание в дневник и тетрадь Дома учащиеся выполняют заполнение таблицы |
20 мин. 10 мин. 3-4 мин. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.