Психолого-педагогическое обоснование
Урок "Крестовые походы" является составной частью курса "История средних веков", а также логическим продолжением темы "Средневековое европейское общество", в частности роль Католической Церкви в средневековом обществе.
Следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи как урока так и курса в целом, например, такие как формирование умения воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, работать с таблицами и схемами, давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям.
I. При постановке целей урока учитывались следующие факторы:
- возраст учащихся 11-12 лет, психологические особенности подростков – появление чувства взрослости, формирование "Я-концепции", потребность в самоутверждении, самооценка;
- достаточно высокий уровень обученности школьников (в том числе частично-поисковый уровень самостоятельной деятельности);
- свои собственные возможности – педагога, имеющего малый опыт в профессиональной педагогической деятельности;
- особенности класса (учащиеся привыкли к авторитарному стилю общения классного руководителя, мотивация к обучению носит внешний характер, неохотно взаимодействуют с учителями-предметниками помимо уроков).
II. Обоснование корректировки содержания урока:
1. С учетом личностно-ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке помимо овладения определенным учебным содержанием темы, была попытка формирования:
а) опыта познавательной деятельности, фиксируемый в форме результатов – знания по теме "Крестовые походы" (причины, состав участников и их цели, причины неудач, результаты и т.д.)
б) опыта осуществления известных способов деятельности – умение воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя (заполнение таблицы)
в) опыта творческой деятельности в форме умений принимать свои решения в новых ситуациях (при ответе на проблемные вопросы).
2. Опираясь на возрастные особенности учащихся в ходе изучения нового материала развитие познавательных умений (умение отвечать на вопросы, умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, высказывать при этом собственные суждения осуществлялось с помощью частично-поискового метода с элементом дискуссии).
III. Используемые на уроке технические средства
1. Специально для данного урока была разработана таблица "Хронология и результаты крестовых походов", а также схема "Духовно-рыцарские ордена". Простота и доступность схемы позволяет более глубоко понять и сравнить участников крестовых походов, их цели и результаты.
2. Карта и атласы помогают проследить направления крестовых походов и их результаты
3. Учебник "История средних веков" 6 кл. использовался при работе с документом, при ответах на проблемные вопросы, а также при проверке знаний и умений учащихся.
IV.Исходя из места урока в общей системе уроков по истории, а также целей и функций урока был выбран комбинированный тип урока.
Опираясь на требования к современному уроку, ход урока был запланирован следующим образом:
1. Организационный момент (1-2 мин) считаю обязательным на уроке, т.к. эти минуты, при правильном их поведении дисциплинируют учащихся и настраивают их на эффективную и продуктивную совместную работу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.