Конспект урока.
Тема: «Становление российского парламентаризма».
Оборудование урока: учебник: Левандовский А.А, Щетинов Ю.А. История России XX – начало XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учреждений М., 2004; на доске – схема российского парламента.
Тип урока: комбинированный.
Целевая установка урока:
Обучающая: обеспечить усвоение учащимися сущности российского парламентаризма начала XX века и ограниченности его сословными привилегиями и отсутствием демократической традиции, подчеркнуть оппозиционный характер I Гос. Думы.
Развивающая: Формировать у учащихся навыки устной речи, умение грамотно аргументировать свою точку зрения в процессе проверки устного домашнего задания и при ответах на вопросы в ходе объяснения нового материала. Развивать логическое мышление и умение самостоятельно добывать нужную информацию в тексте параграфа.
Воспитательная: формировать у учащихся положительное отношение к многопартийности, парламентаризму и демократическим правам и свободам как основе существования правового государства и гражданского общества. Содействовать тем самым патриотическому воспитанию, а также формированию ответственности и трудолюбия при самостоятельной работе с текстом.
Ход урока.
Структурные компоненты урока. |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
Орг. момент. |
Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих. Запись темы урока на доске «Становление российского парламентаризма». |
Приветствуют учителя. Записывают тему в тетрадь |
Проверка домашнего задания. |
1) Рассказать о причинах и предпосылках 1-й российской революции. 2) Осветите события и итоги 1-го этапа революции. 3) Осветите события и итоги 2-го и 3-го этапов революции. В чем заключаются положительные достижения борьбы, чем выразились ее негативные итоги? 4) Охарактеризуйте цели и действия различных социальных слоев. 5) Проверка таблицы в тетради у 5 учащихся. |
Отвечают у доски (4 учащихся). Отвечают с места (элемент фронтального опроса) |
Переход к изучению нового материала. |
Итак, революционное движение было подавлено силой. Однако правительство вынуждено был пойти на существенные уступки. |
|
Изучение нового материала. |
Наиболее существенной уступкой был созыв государственной думы. 11 дек. 1905 г. Был опубликован указ о выборах в Думу. Их предлагалось организовать по куриям: землевладельческой, крестьянской и рабочей. 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Как вы думаете, почему именно так была организована куриатная система? Кроме того, правительство постаралось создать своеобразный противовес относительно демократической Думе в виде чиновничье-аристократического Государственного совета. 20 февраля 1906 г. был создан указ о его реформе. Из совещательного органа при царе он превращался в верхнюю законодательную палату с правом отклонения думских законопроектов. Половина членов ГС назначалась царем из высших сановников-бюрократов, а половина избиралась из среды крупных помещиков и буржуазии, духовенства и профессуры. Консервативен. Начертим схему государственной власти, подвергшейся реформированию. 23 апр. 1906 г. Опублик. Нов. «Основные законы Российской империи»: определение царской власти как неограниченной исчезло. Ст.7 гласила, что ип-р осущ. власть в единстве с ГС и ГД. У царя оставалось право издавать указы в период между Думами или на думских каникулах. Ст.35 провозглашала неприкосновенность ч/с. Ст.44 указ., что никакой новый закон не мог вступить в силу без одобрения ГД и ГС. Несмотря на создание консервативных противовесов парламенту, выборы в Думу дали неожиданный для правительства результат. Прочитайте самостоятельно раздел I ГД на стр. 56. найдите и выпишите факты, подтверждающие оппозиционный характер Думы (исходя из партий, получивших места в Думе) (состав: октябристы 13, кадеты – 153, беспартийные 200 – из них – 107 «трудовая группа» - крестьяне, во многом разделявшие эсеровскую программу; требования: установление равных всеобщих выборов, упразднение ГС, личная ответственность министров перед Думой, гарантии гражданских свобод, отмена смертной казни, политич. амнистии) Нов. премьер Горемыкин отверг требования. Поводом к роспуску ГД явилось обсуждение аграрного вопроса. Кадеты: создание земельного фонда для обеспечения малоимущих крестьян за счет казенных, монастырских и частично конфискованных помещичьих земель. Трудовики: включить в земельный фонд все земли, оставив бывшим хозяевам лишь трудовую норму (т.е. фактич., уничтожение помещ. землевладения). Правительство пугали оба проекта. Роспуск 9 июля 1906 г. Выборгское воззвание не получило серьезного отклика. Между тем, революционное движение постепенно сходило на нет. нов главой правительства стал П.А. Столыпин. Положение о военно-полевых судах. II ГД оказалась еще более оппозиционной: преимущества у кадетов, трудовиков, 65 мест у социал-демократов. Отказ от одобрения карательных действий правительства и обсуждение аграрного вопроса в пользу конфискации помещичьих земель вновь послужило причиной роспуска ГД. 3 июня 1907 г. Издан новый избирательный закон, явившийся по сути гос. переворотом сверху. Т.о., революция завершилась, оставив неразрешенными большинство вопросов. |
Ответ с места. Император Гос.Совет Совет Сенат Гос.Дума Министров (перечерчивают с доски в тетрадь) Читают раздел, выписывают факты, отвечают на вопрос. |
Закрепление изученного материала |
Как вы считаете, почему манифест не успокоил российское общество и не консолидировал его в формировании конституционной монархии? |
отвечают на поставленный вопрос |
Д\З |
$ 14 – 15, ответьте на вопросы после параграфа. |
Записывают задание в дневник. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.