Конспект урока.
Тема: «Реформы».
Оборудование урока: учебник: Левандовский А.А, Щетинов Ю.А. История России XX – начало XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 2004, запись на доске основных направлений аграрной реформы.
Тип урока: комбинированный.
Целевая установка урока:
Обучающая: обеспечить усвоение учащимися сущности столыпинской аграрной реформы, ее итогов и отношения общественности к реформаторскому курсу.
Развивающая: Формировать у учащихся навыки устной речи, умение грамотно аргументировать свою точку зрения в процессе проверки устного домашнего задания и при ответах на вопросы в ходе объяснения нового материала. Развивать логическое мышление и умение самостоятельно добывать нужную информацию в тексте параграфа.
Воспитательная: сформировать положительное отношение к среднему классу как опоре государства и гаранту социальной стабильности, привить уважение к частной собственности как одному их неотъемлемых прав гражданина.
Ход урока.
| Структурные компоненты урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | 
| Орг. момент. | Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих. Запись темы урока на доске «Реформы». | Приветствуют учителя. Записывают тему в тетрадь | 
| Проверка домашнего задания. | 1) Охарактеризуйте деятельность III ГД. 2) Расскажите об основных направлениях столыпинского реформаторского курса. (Пользовался ли он поддержкой в широких общественных кругах?) 3) Охарактеризуйте положение леворадикальных партий послереволюционной России. 4) В чем заключались новые тенденции общественного движения? | Отвечают у доски (3 учащихся). Отвечают с места (элемент фронтального опроса) | 
| Переход к изучению нового материала. | Итак, несмотря на относительное затишье в обществе после подавления революции, 1 из ее ключевых проблем (аграрная) требовала скорейшего разрешения. За проведение аграрной реформы активно взялся П.А. Столыпин. | |
| Изучение нового материала. | Реформы. Запишем наиболее существенные положения реформы. Цели аграрной реформы Столыпина: создание класса мелких и средних земельных собственников. Законодательная база: 3 ноября 1905 г. – указ об отмене выкупных платежей; 10 марта 1906 г. – утверждение порядка переселения крестьян, 5 окт. 1906 г. – отмена правовых ограничений крестьян, указ от 9 ноября 1906 г. Проведение реформы: - создание Землеустроительных комиссий - право земских начальников передавать крестьянам землю в собственность без решения схода - учреждение крестьянского банка Разрушение общины: Формы наделения землей - чересполосное укрепление - отруб - земельный участок, выделенный из общинной земли в единоличную крестьянскую собственность без переноса усадьбы - хутор - обособленная крестьянская усадьба - переселенческая политика (кредитование, предоставление обширных неосвоенных земельных участков в Сибири и др.отдаленные регионы. Выпишите самостоятельно итоги аграрной реформы. Выделите (+) и (-) моменты: (- рост интенсификации и специализации земледелия - рост товарности с/х производства отрицательная реакция большинства общинников (выход из общины крайне бедных и крайне богатых групп) - многочисленные разорения крестьян (особенно среди «обратных» переселенцев. - рост революционного движения) Итоги столыпинской политики. Не удалось П. А. Столыпину выполнить и свою главную задачу - расширить социальную опору власти за счет зажиточных крестьян. Однако Его реформа, несомненно, значительно усилила эту часть крестьянства. Найти
  компромиссное решение проблемы, которое,
  сохранив для государственной власти
  поддержку помещиков, привлекло бы к ней симпатии сельской буржуазии,
  Столыпину не удалось. В 1911 г. П. А.
  Столыпин был убит в Киеве агентом охранки
  анархистом Д. Богровым. Уже в 1910 г. после длительного спада
  началось заметное оживление забастовочного движения, которое еще больше усилилось в
  1911 г. Те же процессы
  происходили в студенческом движении, в среде демократической интеллигенции. Усиливалось национальное движение на
  окраинах - в Закавказье, Прибалтике, Царстве Польском. Страна была охвачена
  общенациональ | Записывают существенные положения реформы вслед за комментариями учителя. Читают раздел, выписывают итоги. 1 из учащихся – озвучивает у доски. При необходимости дописывают, следуя комментариям учителя. | 
| Закрепление изученного материала | 1). В чем, на ваш взгляд, сильные, а в чем слабые стороны аграрной реформы? 2). Сравните аграрные проекты С. Ю. Витте (см. § 4) и П. А. Столыпина. Почему они не получили поддержки ни у правительства, ни у оппозиционных партий, ни у широких кругов российской общественности, ни у крестьянства? | отвечают на поставленный вопрос | 
| Д\З | $ 18, вопросы после параграфа | Записывают задание в дневник. | 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.