Конспект урока на тему: «Аграрная реформа Столыпина»

Страницы работы

Содержание работы

                                                   Конспект урока.

                                                   Тема: «Реформы».

Оборудование урока: учебник: Левандовский А.А, Щетинов Ю.А. История России XX – начало XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 2004, запись на доске основных направлений аграрной реформы.

Тип урока: комбинированный.

Целевая установка урока:

Обучающая: обеспечить усвоение учащимися сущности столыпинской аграрной реформы, ее итогов и отношения общественности к реформаторскому курсу.

Развивающая: Формировать у учащихся навыки устной речи, умение грамотно аргументировать свою точку зрения в процессе проверки устного домашнего задания и при ответах на вопросы в ходе объяснения нового материала. Развивать логическое мышление и умение самостоятельно добывать нужную информацию в тексте параграфа.

Воспитательная: сформировать положительное отношение к среднему классу как опоре государства и гаранту социальной стабильности, привить уважение к частной собственности как одному их неотъемлемых прав гражданина.

                                                              Ход урока.

Структурные компоненты урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Орг. момент.

Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих. Запись темы урока на доске «Реформы».

Приветствуют учителя. Записывают тему в тетрадь

Проверка домашнего задания.

1)  Охарактеризуйте деятельность III ГД.

2)  Расскажите об основных направлениях столыпинского реформаторского курса. (Пользовался ли он поддержкой в широких общественных кругах?)

3)  Охарактеризуйте положение леворадикальных партий  послереволюционной России.

4)  В чем заключались новые тенденции общественного движения?

Отвечают у доски (3 учащихся).

Отвечают с места (элемент фронтального опроса)

Переход к изучению нового материала.

Итак, несмотря на относительное затишье в обществе после подавления революции, 1 из ее ключевых проблем (аграрная) требовала скорейшего разрешения. За проведение аграрной реформы активно взялся П.А. Столыпин.

Изучение нового материала.

Реформы.  

Запишем наиболее существенные положения реформы.

Цели аграрной реформы Столыпина: создание класса мелких и средних земельных собственников.

Законодательная база: 3 ноября 1905 г. – указ об отмене выкупных платежей; 10 марта 1906 г. – утверждение порядка переселения крестьян, 5 окт. 1906 г. – отмена правовых ограничений крестьян, указ от 9 ноября 1906 г.

Проведение реформы:

 - создание Землеустроительных комиссий

 - право земских начальников передавать крестьянам землю в собственность без решения схода

 - учреждение крестьянского банка

Разрушение общины:

Формы наделения землей

 - чересполосное укрепление

 - отруб - земельный участок, выделенный из общинной земли в единоличную крестьянскую собственность без переноса усадьбы

 - хутор - обособленная крестьянская усадьба

 - переселенческая политика (кредитование, предоставление обширных неосвоенных земельных участков в Сибири и др.отдаленные регионы.

Выпишите самостоятельно итоги аграрной реформы. Выделите (+) и (-) моменты:

 (- рост интенсификации и специализации земледелия

 - рост товарности с/х  производства

отрицательная реакция большинства общинников (выход из общины крайне бедных и крайне богатых групп)

- многочисленные разорения крестьян (особенно среди «обратных» переселенцев.

- рост революционного движения)

Итоги столыпинской политики.

Не удалось П. А. Столыпину выполнить и свою главную задачу - расширить социальную опору власти за счет зажиточных крестьян. Однако Его реформа, несомненно, значительно усилила эту часть крестьянства.

Найти компромиссное решение проблемы, которое, сохранив для государственной власти поддержку помещиков, привлекло бы к ней симпатии сельской буржуазии, Столыпину не удалось. В 1911 г. П. А. Столыпин был убит в Киеве агентом охранки анархистом Д. Богровым. Уже в 1910 г. после длительного спада началось заметное оживление забастовочного движения, которое еще больше усилилось в 1911 г. Те же процессы происходили в студенческом движении, в среде демократической интеллигенции. Усиливалось национальное движение на окраинах - в Закавказье, Прибалтике, Царстве Польском. Страна была охвачена общенациональ
ным кризисом, чреватым новой революцией. В таком безнадежно больном состоянии Россия в августе 1914 г, вступила в Первую мировую войну.

Записывают существенные положения реформы вслед за комментариями учителя.

Читают раздел, выписывают итоги. 1 из учащихся – озвучивает у доски.

При необходимости дописывают, следуя комментариям учителя.

Закрепление изученного материала

1). В чем, на ваш взгляд, сильные, а в чем слабые стороны аграрной реформы?

2). Сравните аграрные проекты С. Ю. Витте (см. § 4) и П. А. Столыпина. Почему они не получили поддержки ни у правительства, ни у оппозиционных партий, ни у широких кругов российской общественности, ни у крестьянства?

отвечают на поставленный вопрос

Д\З

$ 18, вопросы после параграфа

Записывают задание в дневник.

Похожие материалы

Информация о работе