1. Каждый имеет право на уважение его личного достоинства. Это право не должно нарушаться ни учителем, ни учеником ни при каких обстоятельствах. Школьная дисциплина должна обеспечиваться методами, не унижающими человеческое достоинство школьника.
2. Каждый имеет право на свободное выражение своих взглядов и своего мнения при условии, что это не оскорбляет достоинства других и происходит в установленной школьными правилами форме.
3. Каждый имеет право на личную неприкосновенность. Одежда и прическа являются атрибутами частной жизни и неприкосновенны. Каждый имеет право на личную тайну. Личные записи не должны просматриваться без разрешения.
4. Каждый имеет равное право участвовать в школьных мероприятиях, соответствующих его возрасту.
5. Каждый имеет право самостоятельно и без давления других выбирать занятия в клубах, кружках, студиях и спортивных секциях.
6. Собственность неприкосновенна. Оставив вещь и классе, хозяин должен быть уверенным в ее сохранности.
7. Каждый имеет право на отдых, каникулы, праздники, выходные дни, перемены. Никто не может ограничить это право.
8. При принятии административных решений, затрагивающих интересы школьников, должно быть учтено мнение школьников.
9. Ученик и учитель вправе внести на рассмотрение класса предложение о внесении изменений и дополнений в настоящую «Декларацию...».
10. Права и обязанности, провозглашенные в «Декларации...», распространяются на всех членов классного сообщества независимо от успеваемости или поведения.
11. Права и свободы старшеклассников могут быть ограничены лишь в том случае, если использование их нарушает права и свободы других.
Одной из форм, направленных на сплочение и развитие сотрудничества, является практика правового взаимодействия школьников и учителей. Для этого к разработке школьных уставов и положений об органах самоуправления привлекаются учащиеся. Основным принципом в организации правового взаимодействия является подход «Сами создаем закон -сами по нему живем»; причем важно, чтобы данные законы, правила, положения становились предметом обсуждения у школьников, ежегодно анализировались и корректировались, чтобы для каждого состава органа ученического самоуправления были «живые» правила. Существенным элементом правового взаимодействия является правовое регулирование отношений между школьниками и самой школой. Дня этого создается система договорных отношений между участниками образовательного процесса.
Необходимо при создании школьных документов, конституций, положений о школьном самоуправлении и уставов детских объединений предусмотреть постепенное расширение полномочий учащихся по самоуправлению, причем на начальном этапе существования детского органа самоуправления эти полномочия должны быть минимальными и реальными для использования их детьми.
При разработке документов следует обратить внимание на разделы, содержащие гарантированность защиты прав всех школьников, учителей, родителей.
Гарантированность прав в школе - это юридические гарантии (наличие закрепленных в документах прав граждан школы), организационные гарантии (наличие правозащитных органов), информированные га
рантии (доступность информации о правовом поле школы всем участникам образовательного процесса) и ценностные гарантии (принятие ценности правового поведения всеми участниками). Для этого целесообразно:
1. Разработать, обсудить и принять общешкольную конституцию, в которой определить и описать основные ценности школы; права и обязанности всех граждан школы; механизмы правового регулирования, применяемые в школе; структуры и порядок действия органов управления и самоуправления и их взаимодействия;
2. Создать конституционную комиссию школы, основной задачей которой является обеспечение прав, гарантированных школьной конституцией.
Далее учитель может провести беседу с учащимися о правах и свободах человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.