По окончании работы над «Декларацией...» старшеклассники отмечают, что составленный ими документ будет способствовать взаимопониманию и сотрудничеству учеников и учителей, а права и обязанности, зафиксированные в нем, должны распространяться на всех участников образовательного процесса. Многие учащиеся подчеркивают, что работа над составлением документа помогла им лучше осознать свой правовой статус в школе. Поступило даже предложение размножить «Декларацию ...», для того чтобы с ее текстом познакомились остальные учащиеся. Немаловажным было и мнение школьников о том, что учителя не воспримут серьезно статьи «Декларации...», отнесутся к ним как к игре в самоуправление. Учитель, организовавший данное внеурочное мероприятие, должен убедить своих коллег в необходимости соблюдать нормы ученического документа. «Декларация...» применима на любых уроках, она помогает обеим сторонам образовательного процесса избежать вероятных конфликтов.
Законотворческая деятельность школьников не завершается составлением нормативного документа. Учащиеся начинают задумываться: а как они будут реализовывать те или иные положения «Декларации...» на практике, как добиться соблюдения своих прав и свобод, научиться их защищать?
Наиболее значимыми результатами нашей деятельности явились следующие:
1) в школе был создан нормативный документ, статьи которого распространялись и на ученика, и на учителя. Во время совместной образовательной деятельности учителя и учащихся он может стать своеобразным инструментом разрешения конфликтов;
2) ученики приобрели некоторый опыт законотворческой деятельности;
3) «Декларация...» четко зафиксировала права и обязанности учащихся, способствовала демократизации элементов школьной жизни, развитию ученического самоуправления.
Разработка «Декларации...» осуществляется учащимися при поддержке учителя. Последний выступает не только в роли организатора внешкольного мероприятия, но и знакомит учеников с основными стадиями законотворческого процесса: подготовкой проекта нормативного документа, его обсуждением и принятием окончательного текста «Декларации...». Важно соблюдать следующий принцип организации этого мероприятия: учитель только направляет работу школьников, ученики же самостоятельно создают документ.
Существует несколько форм организации детского правотворчества. В старшей школе мы рекомендуем разбить класс на несколько групп, каждая из которых разрабатывает проект «Декларации». На втором этапе работы группы защищают свои варианты на общем собрании класса. Перед выступлением представителей групп учитель предлагает план обсуждения, который включает в себя объяснение причин внесения в «Декларацию...» той или иной статьи, вопросы к разработчикам и их ответы, оценку проекта в целом. В обсуждении документа участвует и учитель. Его задача - отметить те слабые и сильные стороны конкретного проекта, которые не были замечены учащимися. Он также помогает более точно сформулировать текст отдельных статей. На следующем этапе разработки «Декларации...» класс отбирает из всех вариантов наиболее приемлемые статьи, обращает внимание на их согласованность и составляет окончательный текст документа. В заключение работы учитель подводит итоги составления «Декларации...». Они могут проходить а виде анкетирования или опроса, во время которого учащиеся анализируют свою за-конотворческую деятельность и сам документ. Это поможет учителю выявить положительные и отрицательные стороны организации внеурочного мероприятия для дальнейшей корректировки и усиления заинтересованности школьников в таком виде деятельности.
Мы, ученики 10 класса, объединенные общей судьбой, провозглашаем права ученика и учителя, созданные для свободной жизни в школе. Мы обязуемся соблюдать эти права и требуем уважения к ним со стороны окружающих.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.