Источники и литература
1. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: Учеб. для сту дентов высш. учеб. заведений: В 3 ч. / Под ред. А. М. Родригеса и М. В. По номарева- М., 2001- Ч. 1- Гл. 5.
2. Стегарь, С. А. Практикум по новейшей истории (1917-Т945) / С. А. Стегарь-М., 1980.-Вып. 2-Тема2.
3. Хрестоматия по новейшей истории. 1917-1939-М., 1960- Т. 1.- Гл.4.
4. Бендрикова, Л. А. Французская историография Народного фронта во Франции / Л. А. Бендрикова.- М, 1983.
5. Борисов, Ю. В. Новейшая история Франции/Ю. В. Борисов- М, 1966.
6. Егоров, Ю. В. Народный фронт во Франции / Ю. В. Егоров.- Л., 1972.
7. Кравченко, Е. А. Народный фронт во Франции. 1934-1938 / Е. А. Кравченко.-М., 1972.
8. Кузьмин, М. Н. Внутриполитическая борьба во Франции (1926- 1932) / М. Н. Кузьмин.- Л., 1975.
9. Покровская, С. А. Движение против войны и фашизма во Фран ции 1932-1939 гг. / С. А. Покровская.- М., 1980.
10. Рубинский, Ю. И. Тревожные годы Франции. Борьба классов и партий от Версаля до Мюнхена / Ю. И. Рубинский.- М., 1973.
11. Смирнов, В. П. Новейшая история Франции 1918-1975 гг. / В. П. Смирнов.-М., 1979.
12. Смирнов, В. П. Франция в XX веке. Пособие для студ. вузов / В. П. Смирнов-М, 2001.
13. Торез, М. Сын народа / М. Торез.- М., 1960.
14. Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций / Под ред. проф. В. И. Голубовича.- Минск, 2000.
Методические рекомендации
Изучение темы надо начать с рассмотрения вопроса об экономическом кризисе во Франции 1930-1935 гг., выяснить его особенности. Студенты могут использовать при этом учебник [1, с. 237-238], работы В. П. Смирнова, курс лекций по экономической истории зарубежных стран.
При рассмотрении третьего вопроса необходимо обратить внимание на то, что дискуссия о целях и формах государственного регулирования -дирижизма - стала важнейшей темой общественно-политической жизни Франции 30-х годов. Для характеристики антикризисной политики правоконсервативных кабинетов, правительства Картеля левых и пра-
65
вительств «перемирия партий» следует обратиться к материалам учебника [1, с 239-242] и работам Ю. В. Борисова, М. Н. Кузьмина, Ю. И. Ру-бинского, В. П. Смирнова.
Обострение социальных и политических противоречий в стране в период кризиса, рост фашистской и военной опасности, особенности фашизма во Франции, причины провала фашистского путча 1934 г. анализируются так, как в учебнике [1, с. 242-244] и указанной в списке дополнительной литературе.
При переходе к третьему вопросу семинара необходимо обратиться к документам, свидетельствующим об этапах создания единого рабочего, а затем и Народного фронта [2, с. 27-51; 3, с. 273-378; 13]. Особое внимание надо уделить анализу политических и экономических требований программы Народного фронта; выяснить, интересы каких классов и социальных групп отразились в тех или иных положениях программы.
Далее необходимо с учетом материала учебника и дополнительной литературы рассмотреть мероприятия правительств Народного фронта.
Характеризуя причины распада Народного фронта, следует отметить основные пункты разногласий между его участниками, а также проведение эклектичного политического курса, сочетающего жесткие антикризисные меры и социально-ориентированные реформы необходимо отметить ожесточенное сопротивление правительствам Народного фронта со стороны крупного капитала. Фатальное значение для судьбы Народного фронта имел внешнеполитический кризис, в состоянии которого Франция оказалась во второй половине 30-х годов [1, с. 246-250].
Историческое значение Народного фронта отражено в работах Ю. В. Борисова, Ю. В. Егорова, Е. А. Кравченко, С. А. Покровской, В. П. Смирнова. Историография Народного фронта анализируется в монографии Л. А. Бендриковой.
ТЕМА 4. «Новый курс» Ф. Рузвельта
1. Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в США. Ан тикризисная политика президента Г. Гувера.
2. Президентские выборы 1932 г. и приход к власти Ф. Рузвельта.
3. Разработка «Нового курса», его основное содержание.
4. Закон Вагнера и федеральный закон о социальном страховании.
5. Внешняя политика администрации США в 1933-1939 гг.
6. Значение «нового курса».
66
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.