История стран Востока: Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям, страница 10


Источники и литература

1. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: Учеб. для сту дентов высш. учеб. заведений: В 3 ч. / Под ред. А. М. Родригеса и М. В. По номарева.- М, 2001.- Ч. 1.- Гл. 3.

2.  Пономарев, М. В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практ. пособие.- В 3 ч. / М. В. Пономарев, С. Ю. Смирнова.М., 2000.- Ч. 3.

3.  Стегарь, С. А. Практикум по новейшей истории (1917-1945) / С. А. Стегарь.-М., 1980.-Вып. 2.-Гл. 5.

4. Хрестоматия по новейшей истории.- М,, I960.- Т. 1.

4.  История США / Под ред. Г. Н. Севостьянова,- М., 1985- Т. 3- Гл. 2.

5.  Мальков, В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней поли тики и дипломатии: историко-документальные очерки / В. Л. Мальков.М., 1988.

6.  Маныкин, А. С. Эра демократов: партийная перегруппировка в США 1933-1952 гг. / А. С. Маныкин.- М., 1990.

7.  Козенко, Б. Д. История США: Учеб. пособие / Б. Д. Козенко, Г. Н. Севостьянов.-Самара, 1994.

8.  Севостьянов, Г. Н. Судьба соглашения Рузвельта - Литвинова о долгах и кредитах. 1934—1935 гг. Новые документы / Г. Н. Севостьянов // ННИ.-1995.-№2,3.

9.  Сивачев, Н. В. Новейшая история США / Н. В. Сивачев, Е. Ф. Язьков.-М., 1980.

10.Согрин, В. В. Политическая история США / В. В. Согрин.-М., 2000.

11. Уткин, А. И. Дипломатия Франклина Рузвельта / А. И. Уткин.Свердловск, 1995.

12. Уткин, А. И. Рузвельт/ А. И. Уткин-М., 1999.

13. Яковлев, Н. Н. Франклин Рузвельт: человек и политик / Н. Н. Яков лев.-М., 1981.

Методические рекомендации

Рассмотрение темы следует начать с выяснения особенностей экономического кризиса 1929-1933 гг. в США. используя материалы учебника и дополнительную литературу. Следует обратить внимание на то, что кризис привел к неслыханным бедствиям многих граждан страны и вызвал волну массового народного движения (забастовочную борьбу, массовые демонстрации против безработицы, националь-

67


ные голодные походы на Вашингтон, поход ветеранов войны летом 1932 г., выступления фермеров, движения за независимые политические действия и за создание третьей партии). Анализируя антикризисные меры президента Г. Гувера, важно отметить, что они создавали предпосылки для перехода к политике государственно-монополистического регулирования. Однако, пока у власти находилась республиканская администрация, государственно-монополистические тенденции обнаруживались лишь эпизодически, а главное - проявлялись в форме государственного субсидирования монополий. Кроме того, они не распространялись на социальную сферу.

Далее необходимо отметить особенности избирательной кампании 1932 г.: в предвыборной платформе республиканской партии не было ничего, что обещало бы хотя бы частичное облегчение бедственного положения рабочих и фермеров; демократическая партия признавала необходимость проведения либеральных реформ [4, с. 517-518]. Гибкая тактика кандидата демократической партии, выдвинувшего лозунг «нового курса», а также более благоприятное положение демократов, позволившее им сваливать вину за кризис на республиканцев, обеспечили победу на выборах Ф. Рузвельту.

Рассматривая третий вопрос плана, следует обратить внимание на теоретическую базу «нового курса» — кейнсианство. Необходимо уяснить, что стратегической целью «нового курса» было обеспечение перехода США на новую, либеральную, модель развития капитализма; ближайшей целью политики Ф. Рузвельта являлся вывод страны из кризиса. Далее надо отметить шаги президента по спасению банковской системы, проанализировать закон о восстановлении промышленности (НИРА) и закон об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. [2, с. 167-170; 4, с. 522-528].

Переходя к четвертому вопросу плана, необходимо обратить внимание на то, что в основе социальной политики Ф. Рузвельта находились идеи «социального государства». Рабочее и демократическое движение в значительной мере обусловило сдвиг влево в политике «нового курса»; в этом контексте следует сделать анализ закона Вагнера и федерального закона о социальном обеспечении [2, с. 170-171; 4, с. 520-534]. Следует подчеркнуть, что впервые в истории США была введена государственная система пенсий и пособий.

При рассмотрении пятого вопроса необходимо обратить внимание на противоречивость внешнеполитического курса администрации Ф. Рузвельта, на борьбу тенденций к изоляционизму и интернационализму. В  этом  контексте  следует рассматривать  нормализацию  отношений

68