Методические рекомендации к практическому занятию по теме: «Потребитель на фармацевтическом рынке. Конкуренция на фармацевтическом рынке»

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Государственное образовательное учреждений высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

Фармацевтический факультет

Кафедра управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения

Утверждаю

Зав. кафедрой _______________

(подпись)

«___» _______________ 2009 г.

Методические рекомендации преподавателю к практическому занятию по теме:

«Потребитель на фармацевтическом рынке. Конкуренция на фармацевтическом рынке»

Дисциплина:  ОПД.В.02  «Маркетинговые исследования в фармации»

По специальности: 060108 «Фармация»

Форма обучения:  очная

Разработчики:

Старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения Борисова О.А.

Рассмотрено на заседании кафедры управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения «____»  ______________ 200 ___ г., протокол №___


Актуальность темы.  Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. На стадиях стратегического маркетинга формируются и постепенно уточняются нормативы стратегической конкурентоспособности, а после изготовления товара изыскиваются методы и средства максимального использования конкурентных преимуществ готового объекта и системы сервиса, то есть реализуется потенциальная конкурентоспособность.

Цель занятия: научиться определять сравнительные конкурентные преимущества товаров на фармацевтическом рынке.

Исходный уровень знаний и умений. Студенты должны знать теоретические аспекты определения конкурентоспособности, мотивы потребительского поведения.

Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на занятии.

1-й уровень – ЗНАТЬ:

а) особенности поведения потребителя на фармацевтическом рынке (Зн. 5);

б) особенности конкуренции на фармацевтическом рынке, методы оценки конкурентоспособности товаров и их позиционирование (Зн.9)

2-й уровень – УМЕТЬ:

а) проводить сравнение и оценку конкурентоспособности товаров-аналогов по параметрам потребительских и экономических свойств (Ум. 6);

3-й уровень – ВЛАДЕТЬ:

а) методами оценки конкурентоспособности субъектов фармацевтического рынка, товаров, услуг (Вл. 2)

Вопросы для самоподготовки:

  1. Определение конкурентоспособности товаров – критерии, параметры, методики.
  2. Способы повышения конкурентоспособности товаров.
  3. Потребитель на фармацевтическом рынке – мотивы поведения, совершения покупок. Кривые безразличия и бюджетная линия; определения точки потребительского оптимума.
  4. Определение подоходной эластичности спроса.
  5. Полезность товаров.

Литература:

  1. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 432 с.
  2. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 557 С.
  3. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
  4. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ.ред. Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во Экономика», 1999. – 703с.
  5. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. 5-е издание. – СПб.: Питер, 2008. – 368с.
  6. Лекционный материал по дисциплинам «Экономика», «Управление и экономика фармации».

3. План проведения занятия

  1. Вводное слово преподавателя. Постановка целей и задач занятия. – 2 мин.
  2. Ответы преподавателя на вопросы студентов – 5 мин.
  3. Разбор теоретического материала по теме по вопросам для самоподготовки (20 мин):
    1. Определение конкурентоспособности товаров – критерии, параметры, методики.
    2. Способы повышения конкурентоспособности товаров.
    3. Потребитель на фармацевтическом рынке – мотивы поведения, совершения покупок. Кривые безразличия и бюджетная линия; определения точки потребительского оптимума.
    4. Определение подоходной эластичности спроса.
    5. Полезность товаров.
  4. Выполнение практической работы (50 мин)  - решение задач.
  5. Проверка выполненного задания в тетради (10 мин).
  6. Подведение итогов практического занятия, выдача домашнего задания – 3 мин.

4. Виды деятельности студента

1. Отвечает на вопросы;

2. Решает задачи.

5. Оснащение занятия

1. Калькуляторы

Выполните практические задания

Задача 1.

В 2003 г. на рынке появился новый тонометр (OMRON 605). Первичный спрос на этот товар складывался следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1

Год

Первичный спрос (шт.)

2003

3000

2004

6000

2005

12000

2006

24000

2007

12000

2008

6000

Первичный спрос на 2009 г. оценивается в размере 3000 шт. Исследования показали, что 50 % владельцев тонометров заменяют их после трех лет эксплуатации. Остальные – через четыре года. Дополнительный спрос на этот товары не сложился.

Рассчитайте ожидаемый суммарный спрос на тонометры в 2009 г.

Решение:

1. Рассчитайте ожидаемый спрос с учетом вторичного потребления данного товара:

- в 2006 г.: 24 000 + 1 500 = 25 500 шт.

- в 2007 г.: 12 000 + 1 500 + 3 000 = 16 500 шт.

- в 2008 г.: 6 000 + 3 000 + 6 000 = 15 000 шт.

- в 2009 г.: 3 000 + 6 000 + 12 000 + 750 = 21 750 шт.

Задача 2.

Функция спроса на сироп шиповника , где М – доход,

Р – цена бутылки сиропа,

Q – количество бутылок сиропа.

Пусть М = 7500, Р = 30.

Если цена сиропа вырастет до 40, то каким должен стать доход, чтобы спрос на сироп шиповника оставался прежним? При этом доходе и новой цене сколько бутылок сиропа будет куплено?

Решение:

1. Определяем количество бутылок сиропа шиповника, которое будет куплено при уровне дохода 7 500 ден.ед. и цене 40 руб./бут.:

2. Определяем уровень спроса на сироп шиповника при заданных

Похожие материалы

Информация о работе