занятие 4
Изучение, разработка и использование элементов маркетингового микса – методов продвижения продукции (Promotion). Расчет затрат и определение маркетинговых мероприятий
Актуальность темы. Обострение конкуренции на рынке потребительских товаров, в том числе и соперничество предприятий разных отраслей производства, делает основной задачей каждой фирмы активизацию всеми возможными способами спроса на свои изделия или, говоря другими словами, «продвижение» (проталкивание) товара к потребителю. Средствами продвижения товаров являются маркетинговые коммуникации. Необходимость их для производителей продиктована желанием покупателей точно знать, удовлетворяет ли покупаемый товар ту потребность, ради которой он приобретается.
Цель занятия: научиться планировать маркетинговые мероприятия по продвижению продукции, рассчитывать бюджет и распределять его по видам мероприятий.
Исходный уровень знаний и умений. Студенты должны знать теоретические аспекты рекламной деятельности, научные и этические критерии рекламирования лекарственных средств, методы определения эффективности рекламы.
Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на занятии.
1-й уровень – ЗНАТЬ:
а) состав и содержание комплекса маркетинга;
б) элементы системы ФОССТИС (формирования спроса и стимулирования сбыта);
в) виды мероприятий по продвижению продукции на рынок.
2-й уровень – УМЕТЬ:
а) рассчитывать затраты на маркетинг;
б) распределять маркетинговый бюджет по основным элементам комплекса маркетинга;
в) определять эффективность мероприятий ФОССТИС.
Вопросы для самоподготовки:
Литература:
Выполните практические задания
Задача 1. По данным таблицы 1 определите сумму возможных затрат на маркетинг и распределите эти затраты по основным элементам комплекса маркетинга.
Таблица 1
Показатель |
Единица измерения |
Значение по вариантам |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
||
Общий объем рынка |
млн. шт. |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
Доля рынка аптеки |
% |
28 |
25 |
20 |
18 |
16 |
Продажная цена за единицу |
руб |
4,7 |
4,5 |
4,3 |
4,4 |
4,6 |
Издержки обращения на единицу |
руб |
2,5 |
2,3 |
2,4 |
2,6 |
2,7 |
Постоянные издержки |
млн. руб |
6,5 |
7,0 |
7,2 |
6,8 |
7,0 |
Целевая прибыль в % от суммы продаж |
% |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
Структура затрат на маркетинг: |
||||||
1) реклама |
% |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
2) стимулирование сбыта |
% |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
3) маркетинговые исследования |
% |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Алгоритм решения задачи:
1 этап. Определяем объем продаж аптеки (в натуральном выражении):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 этап. Рассчитываем выручку аптеки от реализации товаров (в денежном выражении):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 этап. Вычисляем сумму издержек аптеки:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 этап. Определяем сумму валовой прибыли аптеки:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 этап. Рассчитываем размер целевой прибыли, получаемой с выручки от реализации, которую запланировала аптека:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 этап. Определяем сумму возможных затрат на маркетинг:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7 этап. Распределяем затраты на маркетинг по элементам:
7.1. Сумма затрат на рекламу, млн.руб.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.2. Сумма затрат на стимулирование сбыта, млн.руб.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.3. Сумма затрат на маркетинговые исследования, млн.руб.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2. По данным таблицы 2 изобразите графически реакцию сбыта, рассчитайте выручку от реализации, размер валовой и чистой прибыли и определите оптимальный размер затрат на маркетинг.
Таблица 2
Затраты на маркетинг, тыс. руб |
Сбыт, шт |
Цена за шт., руб |
Сумма переменных издержек, млн. руб |
Сумма постоянных издержек, млн. руб |
500 |
500 |
4000 |
1,0 |
5,0 |
1000 |
2000 |
4000 |
4,0 |
5,0 |
1500 |
6000 |
4000 |
12,0 |
5,0 |
2000 |
11000 |
4000 |
22,0 |
5,0 |
2500 |
13000 |
4000 |
26,0 |
5,0 |
3000 |
13500 |
4000 |
27,0 |
5,0 |
3500 |
14000 |
4000 |
28,0 |
5,0 |
4000 |
14100 |
4000 |
28,2 |
5,0 |
4500 |
14120 |
4000 |
28,24 |
5,0 |
5000 |
14150 |
4000 |
28,3 |
5,0 |
Для удобства восприятия результатов расчета составим таблицу вида:
Таблица 3
Затраты на маркетинг, тыс. руб |
Сбыт, шт |
Цена за шт., руб |
Сумма переменных издержек, млн. руб |
Сумма постоянных издержек, млн. руб |
Сумма общих издержек, млн.руб. |
Выручка от реализации, млн.руб. |
Размер валовой прибыли, млн.руб. |
Размер чистой прибыли, млн.руб. |
500 |
500 |
4000 |
1,0 |
5,0 |
||||
1000 |
2000 |
4000 |
4,0 |
5,0 |
||||
1500 |
6000 |
4000 |
12,0 |
5,0 |
||||
2000 |
11000 |
4000 |
22,0 |
5,0 |
||||
2500 |
13000 |
4000 |
26,0 |
5,0 |
||||
3000 |
13500 |
4000 |
27,0 |
5,0 |
||||
3500 |
14000 |
4000 |
28,0 |
5,0 |
||||
4000 |
14100 |
4000 |
28,2 |
5,0 |
||||
4500 |
14120 |
4000 |
28,24 |
5,0 |
||||
5000 |
14150 |
4000 |
28,3 |
5,0 |
Вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3. Прибыль аптеки имела устойчивый характер: в среднем 300 000 рублей в месяц. Была проведена рекламная компания, затраты на которую составили 170 000 рублей, после чего прибыль фирмы увеличилась на 35%. Определить эффективность рекламной компании.
Алгоритм решения задачи:
1 этап. Рассчитываем прирост прибыли аптеки:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 этап. Эффективность рекламной кампании можно определить, сравнивая результаты с затратами:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4. Прирост прибыли компании составил 825 тыс. у.е. Расходы на рекламу складывались следующим образом. Рекламное объявление в прессе: тариф на 1 кв. см. газетной площади – 250 у.е.; объявления занимают общую площадь 140 кв. см. Телевизионная реклама: тариф за 1 минуту телевизионного эфира – 8000 у.е.; заключен договор на 5 дней показа по 5 минут в день. Прямая почтовая реклама: разослано 100000 рекламных листовок, изготовление которых, обошлось по 0,1 у.е. /шт.; рассылка стоила 5 у.е./шт. Определить эффективность рекламы.
Алгоритм решения задачи:
Для определения эффективности необходимо сопоставить результаты с затратами.
1 этап. Определяем затраты на рекламу в прессе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 этап. Затраты на телевизионную рекламу составили:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 этап. Затраты на прямую почтовую рекламу:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 этап. Определяем суммарные затраты на маркетинг:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 этап. Рассчитаем эффективность проведенной рекламной кампании:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.