Рабочая программа дисциплины «Маркетинговые исследования в фармации» (Содержание дисциплины. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

управление маркетингом и маркетинговое планирование в ФО.

Владеть:

Вл. 1.  приемами формирования и анализа ассортимента;

Вл. 2.  методами оценки конкурентоспособности субъектов фармацевтического рынка, товаров, услуг;

Вл. 3.  методами  сегментирования  рынков   и  выбора  целевых сегментов;

Вл. 4.  методами формирования и использования систем маркетинговой информации;

Иметь представление:

Пр. 1. о концепции развития фармацевтического маркетинга в России и зарубежом.

Пр. 2. об основных видах маркетинговых исследований зарубежом.

1.2. Структура дисциплины «Маркетинговые исследования в фармации» с междисциплинарными связями

РАЗДЕЛ 2. Содержание дисциплины

2.1 Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них:

Аудиторные часы

Л

П

СРС

1

Тема 1. «Теоретические основы маркетинга»

5

1

1

1

2

Тема 2. «Маркетинговая окружающая среда»

1

1

3

Тема 3. «Потребитель на фармацевтическом рынке»

7

1

2

1

4

Тема 4. «Маркетинговые исследования фармацевтического рынка»

2

1

5

Тема 5. «Маркетинговые решения по товару»

5

1

1

1

6

Тема 6. «Товарно-ассортиментная политика»

1

1

7

Тема 7. «Конкуренция на фармацевтическом рынке»

5

1

1

1

8

Тема 8. «Маркетинговые коммуникации»

1

1

9

Тема 9. «Управление маркетинга, маркетинговое планирование»

4

1

2

1

Итого: (часов)

26

5

12

9

Примечание:

Л - лекции, С - семинары, П – практические занятия, СР - самостоятельная работа.

2.2. Содержание лекционного курса дисциплины

№ п/п

Ссылки на цели

часы

№ раздела / темы

Название лекции

1,2

Зн.1

Пр.1

1

1/1

«Теоретические основы маркетинга»

Введение в маркетинг: историческая справка о возникновении и развитии маркетинга. Основные понятия для восприятия сути маркетинга. Определение маркетинга. Цели, принципы, функции, виды.

Маркетинговые исследования: определение, цели, порядок проведения. Первичные и вторичные данные, способы сбора данных.

Ум.2

Зн. 3,4

1/2

«Маркетинговая окружающая среда»

Маркетинговая среда. Микросреда и её составляющие (сама фирма, поставщики, посредники, потребители, конкуренты, контактные аудитории). Макросреда и её факторы (STEEP): социальные, технологические, экономические, экологические, политические.

3,4

Зн. 5

1

1/3

«Потребитель на фармацевтическом рынке»

Модель покупательского поведения потребителей фармацевтических товаров, факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение. Процесс принятия решений о покупке ЛС. Рыночная сегментация, критерии, выбор целевых сегментов рынка.

Ум 3,

Зн. 2,6

Вл. 3,

Пр. 2

1/4

«Маркетинговые исследования фармацевтического рынка»

Система качественных и количественных характеристик для ситуационного анализа ФР. Сегментация ФР. Компьютеризация анализа и прогнозирования развития динамики ФР.

Ситуационный анализ мирового ФР и российского ФР в начале XXI века.

5,6

Ум. 4, 5

Зн. 7,8

1

1/5

«Маркетинговые решения по товару»

Товар как объект изучения в маркетинге. Классификация товаров по различным признакам. Товарный аудит: трехуровневый анализ товара, уникальные достоинства, концепция жизненного цикла товаров.

Сущность и роль цены в маркетинге, факторы ценообразования, методы и тактики ценообразования. Особенности товародвижения на ФР.

Ум. 5

Зн. 8

Вл. 1

1/6

«Товарно-ассортиментная политика»

Ассортимент: понятие, виды, классификация медицинских и фармацевтических товаров, его качественные и количественные характеристики. Правило Парето.

Формирование ассортиментной политики в ФО. Понятие товарного портфеля ФО.

7,8

Ум. 6

Зн. 9

Вл.2

1

1/7

«Конкуренция на фармацевтическом рынке»

Конкуренция: основные понятия, виды. Конкурентоспособность: понятия, факторы, параметры потребительские, экономические. Параметры конкурентоспособности ЛС. Позиционирование на фармацевтическом рынке. Конкурентоспособность ФО.

Ум. 7

Зн. 10

Вл. 4

1/8

«Маркетинговые коммуникации»

Маркетинговые коммуникации ФО: основные понятия, личные и безличные средства коммуникаций. Реклама как инструмент коммуникационной политики.

Особенности продвижения ЛС на фармацевтическом рынке с учетом их статуса (рецептурные и безрецептурные). Система стимулирования сбыта: задачи и средства.

9

Ум. 8,9

Зн. 11

1

1/9

«Управление маркетинга, маркетинговое планирование»

Цели и задачи управления маркетингом, основные функции, принципы и методы. Процесс маркетингового планирования в ФО по укреплению его позиций на рынке: идентификация проблемы, аудит окружающей среды, собственной деятельности, систематизация результатов деятельности в SWOT-анализе, разработка цели, стратегий, тактик и формирование плана мероприятий. Контроль выполнения плана маркетинговой деятельности ФО.

Всего лекционных часов

5

2.3. Семинарские занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.

2.4. Лабораторные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.

2.5. Содержание практических занятий

№ п/п

Ссылки на цели

часы

Тема, содержание  практического занятия

Деятельность студента

1

Зн.1

Пр.1

1

Тема 1. «Теоретические основы маркетинга»

1. Опрос

2. Выполнение тестовых заданий

3. Решение ситуационных задач

4. Выполнение практических заданий

отвечает на вопросы;

выполняет задания тестового контроля;

решает ситуационные задачи;

выполняет практические задания – осваивает методы исследований в маркетинге.

2

Ум.2

Зн. 3,4

1

Тема 2. «Маркетинговая окружающая среда»

1. Опрос

2. Выполнение тестовых заданий

3. Решение ситуационных задач

4. Выполнение практических заданий

отвечает на вопросы;

выполняет задания тестового контроля;

решает ситуационные задачи;

выполняет практические задания – проводит аудит окружающей среды и отражает его  в SWOT-анализе.

3

Зн. 5

2

Тема 3. «Потребитель на фармацевтическом рынке»

1. Опрос

2. Выполнение тестовых заданий

3. Решение ситуационных задач

4. Выполнение практических заданий

отвечает на вопросы;

выполняет задания тестового контроля;

решает ситуационные задачи;

выполняет практические задания – проводит медико-социологическое исследование потребителей и их предпочтений путем   опроса, анкетирования, интервьюирования потребителей.

4

Ум 3,

Зн. 2,6

Вл. 3

Пр. 2

2

Тема 4. ««Маркетинговые исследования фармацевтического рынка»

1. Опрос

2. Выполнение тестовых заданий

3. Решение ситуационных задач

4. Выполнение практических заданий

отвечает на вопросы;

выполняет задания тестового контроля;

решает ситуационные задачи;

выполняет практические задания – использует экономико-статистические методы анализа динамики развития ФР, прогнозирует показатели на перспективный период.

5

Ум. 4, 5

Зн. 7,8

1

Тема 5. «Маркетинговые решения по товару»

1. Опрос

2. Выполнение тестовых заданий

3. Решение ситуационных задач

4. Выполнение практических заданий

отвечает на вопросы;

выполняет задания тестового контроля;

решает ситуационные задачи;

выполняет практические задания – проводит портфельный анализ – строит  матрицы БКГ и  Ансоффа.

6

Ум. 5

Зн. 8

Вл. 1

1

Тема 6. «Товарно-ассортиментная политика»

1. Опрос

2. Выполнение тестовых заданий

3. Решение ситуационных задач

4. Выполнение практических заданий

отвечает на вопросы;

выполняет задания тестового контроля;

решает ситуационные задачи;

выполняет практические задания – применяет методы анализа товарно-ассортиментной политики ФО: ABC, XYZ, и VEN-анализы, экспертные оценки, социологические.

7

Ум. 6

Зн. 9

Вл.2

1

Тема 7. «Конкуренция на фармацевтическом рынке»

1. Опрос

2. Выполнение тестовых заданий

3. Решение ситуационных задач

4. Выполнение практических заданий

отвечает на вопросы;

выполняет задания тестового контроля;

решает ситуационные задачи;

выполняет практические задания – применяет методики оценки конкурентоспособности фармацевтической продукции.

8

Ум. 7

Зн. 10

Вл. 4

1

Тема 8. «Маркетинговые коммуникации»

1. Опрос

2. Выполнение тестовых заданий

3. Решение ситуационных задач

4. Выполнение практических заданий

отвечает на вопросы;

выполняет задания тестового контроля;

решает ситуационные задачи;

выполняет практические задания – использует элементы мерчендайзинга в анализе работы аптечных предприятиях.

9

Ум. 8,9

Зн. 11

2

Тема 9. «Управление маркетинга, маркетинговое планирование»

1. Опрос

2. Выполнение тестовых заданий

3. Решение ситуационных задач

4. Выполнение практических заданий

отвечает на вопросы;

выполняет задания тестового контроля;

решает ситуационные задачи;

выполняет практические задания – осуществляет маркетинговое планирование в ФО.

Всего часов

12

2.6. Содержание самостоятельной работы студентов.

Таблица 6

Ссылки

на цели

(из п.1.2.3.РП

Часы

Содержание самостоятельной работы

Деятельность студента

Формы контроля

1

2

3

4

5

Зн.1

Пр.1

1

Самостоятельная работа по теме «Теоретические основы маркетинга»

Ø  осуществляет поиск материала в Internet;

Ø  анализирует информацию из различных источников;

Ø  делает выводы;

Ø  тестовый контроль

Ум.2

Зн. 3,4

1

Самостоятельная работа по теме «Маркетинговая окружающая среда»

Ø  осуществляет поиск материала в Internet;

Ø  анализирует информацию из различных источников;

Ø  делает выводы;

Ø  тестовый контроль

Зн. 5

1

Самостоятельная работа по теме «Потребитель на фармацевтическом рынке»

Ø  осуществляет поиск материала в Internet;

Ø  анализирует информацию из различных источников;

Ø  делает выводы;

Ø  тестовый контроль

Ум 3,

Зн. 2,6

Вл. 3

Пр. 2

1

Самостоятельная работа по теме «Маркетинговые исследования фармацевтического рынка»

Ø  осуществляет поиск материала в Internet;

Ø  анализирует информацию из различных источников;

Ø  делает выводы;

Ø  тестовый контроль

Ум. 4, 5

Зн. 7,8

1

Самостоятельная работа по теме «Маркетинговые решения по товару»

Ø  осуществляет поиск материала в Internet;

Ø  анализирует информацию из различных источников;

Ø  делает выводы;

Ø  тестовый контроль

Ум. 5

Зн. 8

Вл. 1

1

Самостоятельная работа по теме «Товарно-ассортиментная политика»

Ø  осуществляет поиск материала в Internet;

Ø  анализирует информацию из различных источников;

Ø  делает выводы;

Ø  тестовый контроль

Ум. 6

Зн. 9

Вл.2

1

Самостоятельная работа по теме «Конкуренция на фармацевтическом рынке»

Ø  осуществляет поиск материала в Internet;

Ø  анализирует информацию из различных источников;

делает выводы;

Ø  тестовый контроль

Ум. 7

Зн. 10

Вл. 4

1

Самостоятельная работа по теме «Маркетинговые коммуникации»

Ø  осуществляет поиск материала в Internet;

Ø  анализирует информацию из различных источников;

Ø  делает выводы;

Ø  тестовый контроль

Ум. 8,9

Зн. 11

1

Самостоятельная работа по теме «Управление маркетинга, маркетинговое планирование»

Ø  осуществляет поиск материала в Internet;

Ø  анализирует информацию из различных источников;

Ø  делает выводы;

Ø  тестовый контроль

Всего часов

9

РАЗДЕЛ 3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

3.1. Перечень контрольно-диагностических материалов.

3.1.1. Перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине.

1.  Введение в маркетинг: историческая справка о возникновении и развитии маркетинга. Основные понятия для восприятия сути маркетинга. Определение маркетинга. Цели, принципы, функции, виды.

2.  Маркетинговые исследования: определение, цели, порядок проведения. Первичные и вторичные данные, способы сбора данных. Методы исследований в маркетинге.

3.  Маркетинговая среда. Микросреда и её составляющие (сама фирма, поставщики, посредники, потребители, конкуренты, контактные аудитории).

4.  Макросреда и её факторы (STEEP): социальные, технологические, экономические, экологические, политические.

5.  Аудит окружающей среды и его отражение в SWOT-анализе.

6.  Модель покупательского поведения потребителей фармацевтических товаров, факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение.

7.  Процесс принятия решений о покупке ЛС.

8.  Рыночная сегментация, критерии, выбор целевых сегментов рынка.

9.  Медико-социологическое исследование потребителей и их предпочтений: опрос, анкетирование, интервьюирование.

10.Система качественных и количественных характеристик для ситуационного анализа ФР. Сегментация ФР.

11.Экономико-статистические методы анализа динамики развития ФР, прогнозирование показателей на перспективный период. Компьютеризация анализа и прогнозирования развития динамики ФР.

12.Ситуационный анализ мирового ФР и российского ФР в начале XXI века.

13.Товар как объект изучения в маркетинге. Классификация товаров по различным признакам.

14.Товарный аудит: трехуровневый анализ товара, уникальные достоинства, концепция жизненного цикла товаров, портфельный анализ – матрица БКГ, стратегии реализации товара (матрица Ансоффа).

15.Сущность и роль цены в маркетинге, факторы ценообразования, методы и тактики ценообразования.

16.Особенности товародвижения на ФР.

17.Ассортимент: понятие, виды, классификация медицинских и фармацевтических товаров, его качественные и количественные характеристики. Правило Парето.

18.Методы анализа товарно-ассортиментной политики ФО: ABC, XYZ, и VEN-анализы, экспертные оценки, социологические.

19.Формирование ассортиментной политики в ФО. Понятие товарного портфеля ФО.

20.Конкуренция: основные понятия, виды. Конкурентоспособность: понятия, факторы, параметры потребительские, экономические. Параметры конкурентоспособности ЛС.

21.Методика оценки конкурентоспособности фармацевтической продукции.

22.Конкурентоспособность ФО. Позиционирование на фармацевтическом рынке.

23.Маркетинговые коммуникации ФО: основные понятия, личные и безличные средства коммуникаций.

24.Реклама как инструмент коммуникационной политики.

25.Особенности продвижения ЛС на фармацевтическом рынке с учетом их статуса (рецептурные и безрецептурные).

26.Система стимулирования сбыта: задачи и средства.

27.Система мерчендайзинга в аптечных предприятиях.

28.Цели и задачи управления маркетингом, основные функции, принципы и методы.

29.Процесс маркетингового планирования в ФО по укреплению его позиций на рынке: идентификация проблемы, аудит окружающей среды, собственной деятельности, систематизация результатов деятельности в SWOT-анализе, разработка цели, стратегий, тактик и формирование плана мероприятий.

30.Контроль выполнения плана маркетинговой деятельности ФО.

3.1.4. Перечень тем творческих работ

1.«Маркетинг во время прогулки» (применение метода наблюдения для анализа деятельности ФО)

2.Комплексный анализ динамики сбыта конкретного товара (ЛС, парафармацевтической продукции)

3.Современный потребитель фармацевтической продукции (медико

Похожие материалы

Информация о работе