Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)
Утверждаю
Заведующий кафедрой управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения
Джупарова И.А. _______________
«___» _______________ 2012 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Практическое занятие № 6
Тема: Фармация Западной Европы в Новое время
Дисциплина 1.Б.6 История фармации
Направление подготовки 060301.65 Фармация
Квалификация (степень) дипломированный специалист
Форма обучения очная
Курс 1
Регистрационный №______
Экземпляр №______
Методические указания для студентов составлены на основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 38.
Методические указания разработал(и):
Фамилия И.О. |
Должность |
Ученая степень, ученое звание |
Кафедра |
1 |
2 |
3 |
4 |
Помыткина Н.А. |
преподаватель |
управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения |
|
Абрашкина Е.А. |
старший преподаватель |
управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения |
|
Джупарова И.А. |
зав. кафедрой |
к.фарм.н. |
управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения |
Рецензент(ы)
Фамилия И.О. |
Должность |
Ученая степень, ученое звание |
Кафедра |
1 |
2 |
3 |
4 |
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения
Протокол № 5 от «16» января 2012 г.
Зав. кафедрой __________________ Джупарова И.А.
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии ___________________________________________________________
Протокол №_____ от «___» ________________20__ г.
Председатель ЦМК____________________________
Актуальность темы. История фармацииЗападной Европы в Новое время является составной частью истории, дает ключ к пониманию современного этапа развития всей фармацевтической науки и аптечной службы. Преподавание истории фармации Западной Европы и в Новое время призвано раскрыть общие закономерности исторического процесса становления и развития фармации уже на современном этапе, в контексте поступательного развития духовной культуры человечества; науки и практики. Даст понимание развитию аптечного дела, открытиям новых лекарственных средств и форм, которые применяются и по сей день, основанию для промышленного производства.
Цель занятия. Определить характерные черты в развитии фармации в странах Западной Европы в Новое время. Рассмотреть особенности развития фармации европейских стран в Новое время, влияние естественнонаучных открытий на развитие фармации, значение открытий в фармации. Изучить специфику развития фармации этого периода.
Знания и умения, полученные студентом на практическом занятии, контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет).
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п |
Содержание |
Форма контроля |
2.1. |
Быть готовым ответить на следующие вопросы: 1. Великие естественнонаучные открытия XVIII и начала XIX в.в. и их влияние на развитие медицины и фармации. 2. Характеристика революционного переворота в химии. Работы Антуана Боме, Роберта Бойля, Карла Ф. Мора, Ипполита Меж–Мурье и их значение для развития аналитической химии. Создание предпосылок для организации промышленного производства. 3. Теория флогистона. Значение теории. Работы Карла Шееле, А. Марграфа, Э.Ф. Жоффруа. Значение открытия А.Л. Лавуазье и его влияние на теорию флогистона. 4. Заслуги фармацевтов в открытии новых химических элементов. Деятельность Л.Н. Воклена, М. Клапрота, К. Клауса, Б. Куртуа. Значение их трудов для развития фармации. 5. Развитие фитохимии. Направления фитохимии. Работы К. Шееле. 6. Открытие алколоидов и значение открытий для медицины. Деятельность Ф.В. Сертюрнера, Дж. Кавенту, Ш. Дерона, П. Ж. Пелетье. Открытие гликозидов и других классов соединений. 7. Этапы развития органического синтеза и анализа лекарственных веществ. 8. Этапы разработки и применения наркозных средств и анестетиков. 9. Развитие химии органопрепаратов. 10. Теории о причинах заболеваний (Рудольфа Вирхова, Юстуса Либиха, Луи Пастера). Этапы разработки и внедрения антисептических средств. Метод асептики. 11. Этапы совершенствование производства галеновых препаратов. Первые галеновые лаборатории и заводы. 12. Развитие фармацевтической промышленности. Этапы развития. Этапы организации выпуска ЛП. Создание фармацевтического рынка. 13. С. Ганеман и гомеопатия. Значение его трудов для фармации 14. Изменения в содержании работы аптеки в XIX веке. Аптечное законодательство в странах Европы. Государственный контроль за деятельностью аптеки. Совершенствование аптечного оборудования. 15. История возникновения и характеристика фармакопей. 16. Развитие и становление фармацевтического образования. |
Самоконтроль |
После практического занятия по теме студент должен:
Код компетенции |
….обладать следующими компетенциями: |
Краткое содержание и структура компетенции. Характеристика обязательного порогового уровня сформированности компетенции у обучаемого по данной дисциплине |
ОК- 3 |
способностью и готовностью к анализу значимых ….. событий и тенденций, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, знать историко-медицинскую терминологию |
Зн. 4 – историю возникновения фармацевтических и медицинских знаний; Зн. 5 – возникновение и становление отечественной фармацевтической промышленности; Ум. 2 – использовать знания истории и культуры в понимании перспектив развития; Ум. 3 – бережно и уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям прошлого, заботиться о его сохранении; |
ОК-5 |
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания |
Зн. 17 – принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов. Ум. 12 – обмениваться информацией и профессиональными знаниями устно и письменно, обладать способностью к переговорам. Вл.8 – навыками логического построения публичной речи (сообщения, доклады). |
ОК-8 |
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм |
Зн. 9 – специфику взаимоотношений «провизор-потребитель лекарственных средств и других фармацевтических товаров»; Зн. 10 – морально-этические нормы и принципы, относящиеся к профессиональной деятельности фармацевтического работника; Ум.7 – участвовать в процессах гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципом гуманизма; Ум.8 – строить общение с потребителями лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом психологических особенностей; Вл.2 – навыками аргументированного решения проблемных этико-правовых вопросов фармацевтической практики. Вл. 3 – принципами фармацевтической деонтологии и этики; |
ПК-48 |
способностью и готовностью работать с литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) |
Ум.1 – использовать гуманитарные знания в профессиональной деятельности, в индивидуальной и общественной жизни; Ум. 12 – обмениваться информацией и профессиональными знаниями устно и письменно. |
№ п/п |
Этап практического занятия |
Время |
1. |
Организационная часть |
|
1.1. |
Приветствие. |
10 мин. |
1.2. |
Регистрация присутствующих в журнале. |
10 мин. |
2. |
Введение |
|
2.1. |
Озвучивание темы и ее актуальность, цели и плана практического занятия. |
10 мин. |
2.2. |
Ответы на вопросы студентов, возникшие при подготовке к занятию. |
20 мин. |
3. |
Разбор теоретического материала |
|
3.1. |
Изложение материалов темы преподавателем и конспектирование студентом основных положений. Введение в основные понятия: основные характеристики лекарствоведения в Древней Греции и Древнем Риме. Особенности развития фармации в Древней Греции. Боги, покровители врачевания. Гиппократ, значение его работ для развития фармации. История фармации в Древнем Риме, особенности развития фармации. Гален, значение его работ для развития фармации. Основные различия развития фармации и лекарствоведения в античных цивилизациях. |
240 мин. |
4. |
Практическая часть занятия |
|
4.1. |
Обсуждение основных положений темы. Опрос студентов. |
180 мин. |
4.2. |
Выполнение практического задания в тетради. |
40 мин. |
4.3. |
Текущий экспресс-контроль (тестирование). |
30 мин. |
4.4. |
Контроль успешности выполнения практических заданий с выставлением оценки в журнал. |
10 мин. |
5. |
Заключительная часть |
|
5.1. |
Подведение итогов занятия. Подписание рабочей тетради. |
20 мин. |
5.2. |
Информация для студентов, получивших неудовлетворительные оценки. |
10 мин. |
5.3. |
Сообщение темы следующего занятия, вопросов для самостоятельной подготовки, рекомендуемой литературы. |
10 мин. |
5.4. |
Завершение занятия, оформление учебного журнала. |
10 мин. |
Самостоятельная работа студента по теме составляет 4 часа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.