процессе изучения дисциплины «История» используются учебно-методические пособия, разработанные на кафедре социально-исторических наук НГМУ. Лекции и семинары проводятся с использованием мультимедийного оборудования, презентаций, видеофильмов. Методический кабинет кафедры укомплектован современной литературой и первоисточниками по дисциплине и имеет рабочие места для студентов, оснащенные компьютером с доступом к базам данных и сети Интернет.
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов и тем (или другая структура дисциплины с обязательным указанием трудоемкости учебных занятий/часов) |
Всего часов |
Из них: |
|
З |
СРС |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
1. |
Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исторические источники |
9 |
6 |
3 |
2. |
Тема 2. Особенности становления государственности в мире и России. Древняя Русь до XII в. |
9 |
6 |
3 |
3. |
Тема 3. Русские земли в XIII-XVII в. в контексте развития европейской цивилизации. |
9 |
6 |
3 |
4. |
Тема 4. Россия и мир в XVIII в.: попытки модернизации страны. Эпоха «дворцовых переворотов». |
9 |
6 |
3 |
5. |
Тема 5. Россия и мир в XIX в. и промышленный переворот. Кризис самодержавия. |
9 |
6 |
3 |
6. |
Тема 6. Россия и мир в ХХ веке. Советский этап в истории России. |
9 |
6 |
3 |
7. |
Тема 7. Россияи мир в период «перестройки». |
9 |
6 |
3 |
8. |
Тема 8. Россия и мир в XXI веке. |
9 |
6 |
3 |
Итого часов |
72 |
48 |
24 |
Занятия на уроках по дисциплине «История» состоят из различных видов учебной деятельности обучающихся, которые включают в себя: заслушивание и конспектирование основных тем дисциплины, опросы по планам семинарских занятий, работа в малых группах, заслушивание сообщений и докладов, дискуссии, анализ исторических текстов и документов, ролевые игры, круглые столы, работа с историческими картами, таблицами и схемами, тестирование.
№№ п.п. |
Ссылки компетенции и уровни усвоения |
Часы |
Тема, содержание семинарского занятия (примерный план) |
Деятельность обучающегося |
Форма контроля уровня обученности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
ОК-4, ОК-8, ОК-10 Зн.1-6 Ум. 1, Ум.2 |
6 |
Занятие 1 ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ 1. Предмет и задачи дисциплины «История». Периодизация всемирной и Российской истории. 2. Проблемы методологии. Основные концепции общего исторического процесса. 3. Российские исторические школы. Историография. |
¾ Слушают преподавателя, раскрывающего цели и задачи дисциплины. Записывают в тетрадь для конспектов требования, предъявляемые к освоению дисциплины. ¾ Выполняют входящий тестовый контроль по истории России (остаточные знания школьной дисциплины «История»). ¾ Обсуждают концепции общего исторического процесса. ¾ Обсуждают историографию. ¾ Получают методические рекомендации по написанию рецензии на научную статью. |
Входное тестирование. Обсуждение вопросов плана с отметкой в журнале учета успеваемости. |
2. |
ОК-4, ОК-8, ОК-10 Зн.1-6 Ум. 1, Ум.2 |
6 |
Занятие 2 ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. 1. Основные процессы политического и экономического развития государств Древнего мира. 2. Теории происхождения Российской государственности. От Киевского княжества до образования Киевской Руси. 3. Мировые религиозные конфессии. Православие. 4. Принятие христианства на Руси. 5. Причины политической раздробленности и падение Киевской Руси. |
¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Анализируют этапы Киевской Руси. Дают оценку первым Киевским князьям. ¾ Раскрывают особенности и определяю значение принятия Христианства на Руси. ¾ Проводят сравнительный анализ специфики политической раздробленности на Руси и в Европе. ¾ Из предложенного преподавателем списка выбирают статью для рецензирования. ¾ Выбирают статьи из научных журналов для рецензирования. |
Проверка конспектов по теме (задания в методическом пособии по дисциплине). Опрос и обсуждение темы (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости. |
3. |
ОК-4, ОК-8, ОК-10 Зн.1-6 Ум. 1, Ум.2 |
6 |
Занятие 3 МОСКОВСКАЯ РУСЬ И МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО В Х111- ХУ11 В.В. 1. Основные процессы политического и экономического развития государств в Средние века. 2. Экспансия Древней Руси с Востока и Запада. 3. Формирование централизованных государств в Европе и в Древней Руси. Московская Русь 4. Иван IV Грозный: Московское царство. Сущность и последствия. Смутное время |
¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Сравнивают уровень развития древнерусских земель и государств в Европе. ¾ Ведут дискуссию по оценкам причин и последствиям монголо-татарского ига в исторической литературе. ¾ Выявляют закономерности формирования централизованного государства на Руси. ¾ Анализируют роль личности в истории на примере Ивана Грозного. ¾ Сравнивают черты европейской и восточной цивилизаций. Ведут дискуссию по определению места России в мировой истории. |
Проверка конспектов по теме (задания в методическом пособии по дисциплине). Опрос и обсуждение темы (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости. |
4. |
ОК-4, ОК-8, ОК-10 Зн.1-6 Ум. 1, Ум.2 |
6 |
Занятие 4 МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. 1. Основные процессы политического и экономического развития государств в Новое время 2. Реформы Петра 1. Результаты, ход, методы и цена преобразований. 3. Причины дворцовых переворотов. 4. Екатерина Великая и эпоха просвещения. |
¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Описывают исторический портреты Петра и Екатерины Великих. ¾ Анализируют по карте основные направления внешней политики Петра Великого. ¾ Сравнивают проблемы просвещения в России и Европе. ¾ Анализируют исторические источники, созданные в эпоху просвещения. |
Проверка конспектов по теме (задания в методическом пособии по дисциплине). Опрос и обсуждение темы (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости. |
5. |
ОК-4, ОК-8, ОК-10 Зн.1-6 Ум. 1, Ум.2 |
6 |
Занятие 5 КРИЗИС САМОДЕРЖАВИЯ В РОССИИ: РЕФОРМЫИ КОНРРЕФОРМЫ XIX В. 1. Взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.. 2. (Российские реформы и реформаторы XIX в. Отмена крепостного права и ее последствия. 3. Развитие общественно-политической мысли и революционного движения в России. 4. Россия на рубеже веков: падение Российской империи. Три революции в России: предпосылки, итоги, последствия. |
¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Описывают исторические портреты Александра 1, Александра II , Николая 2. ¾ Выполняют рубежное тестирование. ¾ Определяют закономерности мировой истории и истории России в XIX в. ¾ Дают оценку общественным взглядам и революционным течениям в России. ¾ Сравнивают революционные события по характеру и задачам в России и Европе. Анализируют причины русских революций. ¾ Анализируют особенности развития капитализма в России и Европе, результаты Первой мировой войны. |
Рубежное тестирование. Проверка конспектов по теме (задания в методическом пособии по дисциплине). Опрос и обсуждение темы (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости. |
6. |
ОК-4, ОК-8, ОК-10 Зн.1-6 Ум. 1, Ум.2 |
6 |
Занятие 6 СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ И УТВЕРЖДЕНИЕ СТАЛИНИЗМА. 1. Основные направления развития ключевых регионов мира в ХХ ХХI вв. 2. Гражданская война. Причины. Ход. Итоги. 3. Первые реформы советской власти. ПВК и НЭП, индустриализация и коллективизация. 4. Вторая Мировая и Великая Отечественная Цена Победы. |
¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Анализируют и оценивают становление тоталитарной системы общества. Дискутируют о культе личности Сталина. ¾ Анализируют международные отношения накануне войны. Дают оценку подготовке к войне СССР и Германии. ¾ Работают с хронологической таблицей по основным периодам и сражениям войны. ¾ Формируют личностное отношение к войне и ее последствиям. |
Проверка конспектов по теме (задания в методическом пособии по дисциплине). Опрос и обсуждение темы (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости. |
7. |
ОК-4, ОК-8, ОК-10 Зн.1-6 Ум. 1, Ум.2 |
6 |
Занятие 7 АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ. ОТ ПОПЫТОК ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ К ПЕРИОДУ ЗАСТОЯ. 1. Первая «оттепель» в начале 60-х годов. XX съезд КПСС: начало критики сталинизма. 2. Период «застоя» административно-командной системы социализма 3. Причины утраты идеологических и нравственных ценностей в социалистическом обществе. 4. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ в. |
¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Слушают сообщения о политическом портрете Н.С. Хрущева. ¾ Дают оценку застойным явлениям в СССР в период правления Л.Брежнева. ¾ Сравнивают социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в 60-70 е гг. ¾ Сравнивают развитие нашей страны и США, Европы и стран Востока в конце ХХ века. |
Проверка конспектов по теме (задания в методическом пособии по дисциплине). Опрос и обсуждение темы (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости. |
8. |
ОК-4, ОК-8, ОК-10 Зн.1-6 Ум. 1, Ум.2 |
6 |
Занятие 8 РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ: ОТ ПЕРЕСТРОЙКИ К СМЕНЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. ПУТИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. 1. «Перестройка». Причины, итоги, последствия. 2. Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. 3. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. 4. Россия в начале ХХ1 в. Модернизация обзщественно-политических отношений. 5. ЗАЧЕТ |
¾ Отвечают на вопросы плана. ¾ Слушают сообщения о политических портретах М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.А. Медведева. ¾ Анализируют изменения, произошедшие с нашей страной во второй половине ХХ века. ¾ Формируют собственную позицию по отношении к Истории России ХХ века. ¾ Защищают рецензии на научные статьи ¾ Выполняют итоговое тестирование. ¾ Собеседование. ¾ Получают зачет. |
Проверка конспектов по теме (задания в методическом пособии по дисциплине). Опрос и обсуждение темы (сообщение, доклад, дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости. Защита рецензии на научную статью. Итоговое тестирование. Собеседование. Зачет. |
Всего часов |
48 |
Самостоятельная работа обучающихся, предусмотренная РУП в объеме 24 часа. Самостоятельная работа направлена на решение следующих задач:
¾ логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;
¾ развитие навыков работы с разноплановыми источниками;
¾ осуществление эффективного поиска информации и критики источников;
¾ получение, обработка и сохранение источников информации;
¾ преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
¾ формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории.
Формами самостоятельной работы являются изучение учебной и научной литературы, первоисточников, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории из исторических журналов, исторические документы. Результаты самостоятельной работы проявляются в виде конспектов по темам, подготовка сообщений и докладов к семинарским занятиям, обсуждения на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории, в виде рефератов. Обучающиеся выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на занятиях на уроках с помощью устных выступлений обучающихся и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Ссылки компетенции и уровни усвоения |
Часы |
Содержание самостоятельной работы |
Деятельность обучающегося |
Формы контроля уровня обученности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ОК-4, ОК-8, ОК-10 Зн.1-6 Ум. 1, Ум.2 |
16 |
Составление конспекта по заданиям к занятиям, словаря терминов «История» и биографического исторического словаря. |
¾ Читает раздел темы в учебнике; анализирует материал. ¾ Делает конспект по заданной теме. ¾ Выполняет задания для самоконтроля. Работает со справочной и учебной литературой (словари, справочники, энциклопедии, учебники, учебные пособия), осуществляет поиск информации в Интернете. ¾ Готовит тезисы выступления на семинарском занятии. |
Отметка в журнале за устный ответ по вопросам плана семинарского занятия Отметка в журнале за проверку конспекта |
ОК-4, ОК-8, ОК-10 Зн.1-6 Ум. 1, Ум.2 |
2 |
Подготовка 10-минутного доклада с презентацией по выбранной теме. |
¾ Работает с первоисточниками, учебниками, научными журналами, Интернетом. ¾ Готовит презентацию по докладу в электронном виде. |
Отметка в журнале о выполнении данного вида работы |
ОК-4, ОК-8, ОК-10 Зн.1-6 Ум. 1, Ум.2 |
6 |
Подготовка к зачету |
¾ Читает разделы по темам в учебнике; анализирует материал; ¾ Заучивает основные исторические даты и события. ¾ Решает примерные тестовые задания. |
Отметка в журнале и зачетной книжке о выполнении данного вида работы |
Всего часов |
24 |
Одной из форм самостоятельной работы обучающихся может быть подготовка докладов к Российской (итоговой) научно-практической конкурс-конференции студентов и молодых ученых НГМУ «Авиценна».
Курсовые работы по дисциплине «История» программой не предусмотрены.
Организация учебной деятельности обучающихсяпо дисциплине «История» осуществляется в соответствии с РУП в объеме 72 часов максимальной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.