Билет № 6
Вопрос 1. Основные типы уроков и их структура.
В основе организации учебных занятий в нашей школе лежит классно-урочная система. Уроки проводятся по твердому расписанию.
Кроме того, система занятий по физике включает в себя экскурсии, домашние занятия, факультативные занятия, разнообразные формы внеклассных занятий, посещение лекций в культурно-просветительных учреждениях и т.д. При планировании учебные работы необходимо учитывать все формы учебных занятий, оставляя за уроком главную роль.
И.И.Соколов дает типизацию уроков по признаку их основного содержания:
а) Изложение нового материала.
б) Лабораторная работа. в) Закрепление знаний по изложенному материалу. г) Проверка усвоения. д) Урок - повторение отдела курса.
Рассмотрим структуру уроков основных типов.
1.Урок – изучение нового материала. Необходимо определить задачи не только учителя, но и учащихся. Здесь весь планируемый материал должен иметь завершённый характер. Все цели д/б достигнуты на уроке, а не на дому. Таким образом, дидактическая схема урока, на котором изучается новый материал, включает повторение пройденного, формирование новых знаний и домашнее задание.
Схема урока изучение нового материала:
На первом этапе уроки строятся – рассмотрение опытных новых фактов, на основе которых формир. модели, вводятся понятия, формир. законы. В дальнейшем делается следствие с закона. Главное завершить анализ практических приложений.
На втором этапе, при построении абстрактных моделей, применяются беседы с использованием мысленного опыта, графиков, схем, формулировки проблемы, выдвижение гипотезы, абстрагирование, моделирование.
На третьем этапе, для получения следствий и анализа частных выводов теории чаще всего используется беседа, работа с учебником, дедуктивные методы, решение задач, математические преобразования.
Завершающий этап – проверка или использование выводов теории, реализуются в основном посредством демонстрационным и лабораторных опытов, фронтальных опытов, работа с учебником.
2. Урок закрепления знаний, формирования умений. Дидактическая структура уроков формирования экспериментальных умений, умений решать задачи, а также работать с книгой включает повторение и оценку знаний по изученному материалу, формирование новых и развитие имеющихся умений, применение знаний и умений в новой ситуации, домашнее задание.
3. Урок обобщения и углубления знаний. Дидактическая схема таких уроков примерно одинакова. На первом этапе повторяют теоретический материал, на втором – решают задачи, анализируют опыты. На 3 этапе проводится итог урока и задается домашнее задание.
4. урок контроля и учета знаний. Итоговые уроки проводятся в форме письменной контрольной работы, которая занимает весь урок и является единственным структурным элементом урока.
5. Комбинированный урок.
Наиболее часто структура комбинированного урока бывает следующей:
1. Проверка домашнего задания.
2. Изучение нового учебного материала.
3. Обобщение и закрепление прошедшего.
4. Задание на дом.
Нельзя все уроки проводить комбинированными, т.к могут потеряться конкретные цели.
Домашняя работа. - она совершенно необходима, требует от ученика активности и самостоятельности. Нужно стимулировать мотивацию выполнения дом. задания. Учащиеся должны чётко понимать значения дом. задания. Подбор занятий д/б посильным для учащихся.
Экскурсия - она тоже важна. Желательно проводить на каком-нибудь производстве.
Факультативы – охватывают меньшее число учащихся. Отсутствие строгого регламента.
Теоретические формы проведения факультативов:
1. Лекции – наиболее сложны в методическом плане.
2. Семинары. Учащиеся заранее знакомятся с планом семинара, готовят к нему.
3.Учебные конференции –Учащиеся выступают с докладами, сообщениями
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.