Отравляющие и сильнодействующие вещества общеядовитого действия. Клиника, диагностика и лечение

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Военная кафедра

УТВЕРЖДАЮ

начальник военной кафедры

Гомельского государственного

медицинского университета

майор м/с             С.А.Анашкина

«___» _____________ 2006

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения практического занятия по токсикологии

экстремальных ситуаций и медицинской защите от радиационных и химических поражений со студентами 4 курсов всех факультетов

Тема N 6. ОТРАВЛЯЮЩИЕ И СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ОБЩЕЯДОВИТОГО ДЕЙСТВИЯ.

КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ.

                                                                               Обсуждена

                                                                               на заседании кафедры

                                                                               «___» _________2006

                                                                               Протокол № ____

Гомель, 2006

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить со студентами физико-химические свойства синильной кислоты, цианидов, окиси углерода, нитробензола, сероводорода, акрилонитрила и других веществ общеядовитого действия, их токсичность.

Способы боевого применения синильной кислоты и хлорциана.

2. Изучить механизм действия, патогенез и клиническую картину при поражениях  различной степени тяжести синильной кислотой, цианидами и оксидом углерода.

3. Изучить принципы антидотной (специфической) терапии, оказание первой медицинской помощи в очаге, первую врачебную медицинскую помощь, медицинскую сортировку и эвакуационную характеристику пораженных, лечение пораженных цианистыми соединениями на этапах медицинской эвакуации,

4. Научить студентов практически пользоваться антидотами.

ВРЕМЯ:180 минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Учебный класс

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:

Занятие 1 - 2 часа

№ п/п

Наименование учебных вопросов

Расчет времени

I

Введение

5 мин.

II

Учебные вопросы

1.

Общая токсикологическая характеристика ОВ и СДЯВ общеядовитого действия.

25 мин.

2.

Пути проникновения в организм и патогенез поражений цианидами и другими ОВ общеядовитого действия. Патогенез поражений.

30 мин

3.

Клиническая картина поражений синильной кислотой. Влияние цианидов на различные органы и системы. Особенности клинических проявлений при поражении хлорцианом.

30 мин


Занятие 2 – 2 часа

№ п/п

Наименование учебных вопросов

Расчет времени

4.

Основные методы антидотной терапии. Табельные анти доты. Симптоматическая терапия. Организация медицинской сортировки. Объем медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации

20 мин

5.

Паталогоанатомические изменения. Осложнения. Прогноз. Врачебная экспертиза.

10 мин

6.

Токсикологическая характеристика оксида углерода. Механизм токсического действия.

20 мин

7.

Клиническая картина различных форм отравлений Диагностика. Патологоанатомические изменения.

20 мин

8.

Неотложная помощь и лечение отравлений оксидом углерода в лечебных учреждениях. Прогноз. Реабилитация. Военно-врачебная экспертиза.

15 мин

Подведение итогов занятия

5 мин

ВСЕГО

180 мин

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Таблицы, схемы и слайды по теме «ОВ и СДЯВ ощеядовитого действия. Отравления оксидом углерода».

2. Диапроектор

3. Табельные средства, индивидуальное медицинское оснащение (АИ, ИПП-8, ИПП-9), средства защиты органов дыхания и кожи.

4. Литература:

1.  Александров В.Н., Емельянов В.И. Отравляющие вещества. - М.,1990 г.

2.  Бова А.А., Горохов С.С., Яблонский В.Н. Военная токсикология и токсикология экстремальных ситуаций.- Мн., 2005.

3.  Бова А.А., Горохов С.С., Яблонский В.Н. Военно-полевая терапия.- Мн., 2003.

4.  Гембицкий Е.В., Комаров В.И. Военно-полевая терапия. - М., 1983.

5.  Ганжара П.С., Новиков А.А. Учебное пособие по клинической токсикологии. - М., 1989.

6.  Каракчиев Н.И. Военная токсикология и защита от ядерного и химического оружия. - Ташкент, 1988.

7.  Лужников Е.А., Костомарова Л.Г. Острые отравления. - М., 1989.

Методические указания

        Преподаватель проверяет наличие студентов, объявляет тему, учебные вопросы, учебные цели, доводит план проведения занятия. Подчеркивает актуальность изучаемой темы. Далее преподаватель выясняет, какие неясные вопросы возникли у студентов при подготовке к занятию. Если они имеются, преподаватель организует их разбор, после чего переходит к рассмотрению учебных вопросов.

        При отработке учебных вопросов преподаватель объявляет учебные вопросы, отмечает актуальность его изучения для уяснения всей темы, после чего переходит к его изучению.

        Вопрос ставится перед всей группой и для ответа преподаватель, чередуя, или вызывает желающего, или вызывает по списку. Если студент отвечает не по существу вопроса, преподаватель может остановить его и направит в нужное русло или предлагает студентам поправить выступающего.

        При отработке каждого вопроса преподаватель добивается от студентов правильного понимания изучаемого материала, при необходимости, учитывает или дополняет ответы студентов и подводит итог.

        К опросу привлекается максимальное количество студентов.

        Контроль усвоения студентами учебного материала проводится в ходе всего занятия.

На занятии необходимо широко использовать наглядные пособия и технические средства обучения.

Введение

Синильная кислота  впервые получена в чистом виде в 1782 г. шведским химиком Шееле. Однако цианистые соединения использовались и в древности, хотя химическая природа их была неизвестна.

Так, древнеегипетские жрецы умели готовить эссенцию из листьев персика, которой они умерщвляли провинившихся людей; а в храме Изиды найдена надпись: " Не открывай – иначе умрешь от персика ".

Истории известны случаи применения цианидов для массового уничтожения людей. Еще в период наполеоновских войн синильной кислотой предлагали наполнять артиллерийские снаряды. В качестве ОВ синильная кислота впервые была применена 1 июля 1916 года на р.Сомме французскими войсками против немецких войск. Выраженного боевого эффекта получить не удалось, т.к. относительная плотность паров HCN по воздуху меньше 1. Попытки утяжелить пары синильной кислоты путем добавления треххлористого мышьяка, хлорного олова и хлороформа так же не привели к созданию боевых концентраций паров HCN в атмосфере. Всего до конца I мировой войны французская армия применила около 4 тыс. тонн синильной кислоты.

Похожие материалы

Информация о работе