Анализ себестоимости услуг связи. Задачи и источники анализа себестоимости услуг связи, страница 6

Оценку влияния факторов следует исследовать способом прямого счета, используя индексный метод или метод цепных подстановок.

Факторная модель имеет вид

                                   (7.4) где Qi- объем предоставляемых услуг связи i-ого вида, млн. ед.;       сQi – себестоимость единицы i-ой услуги (удельная себестоимость               на единицу услуги), руб.;        – средняя доходная такса на i-ую услугу связи, руб.

Влияния изменения объема и ассортимента предоставленных услуг связи на изменение себестоимости 100 руб. доходов индексным методом определяется по формуле:

,                      (7.5) где Qi1,0 - объем предоставляемых услуг связи i-го вида отчетного и                базового периодов, тыс. ед.;       сQi0 – себестоимость единицы услуги (удельные затраты на                единицу услуги) предыдущего (базового) периода, руб.;       i0 – средняя доходная такса на услугу связи i-го вида в                 предыдущем (базовом)  периоде, руб.;

                                

Формула расчета влияния первого фактора методом цепных подстановок будет выглядеть:

         (7.6)

руб.

или 8,5 руб. на 100 руб. доходов.

Влияния изменения удельной себестоимости единицы услуги на изменение общей себестоимости 100 руб. доходов индексным методом определяется по формуле:

 ,                     (7.7)

где сQi0,1 - себестоимость единицы услуги (удельные затраты на                  единицу услуги) предыдущего и отчетного периода, руб.  

     

Формула расчета влияния второго фактора методом цепных подстановок будет выглядеть

                            (7.8)

 руб.  или 20,7 руб. на 100 руб. доходов.

Влияние изменения тарифов на услуги связи на изменение себестоимости 100 руб. доходов индексным методом определяется по формуле

,                                   (7.9) где i0,1 – средняя доходная такса на услугу связи i-го вида в                   предыдущем и отчетном периодах, руб.;

                        

Формула расчета влияния третьего фактора методом цепных подстановок будет выглядеть

                         (7.10)

 руб.                       или 29,6 руб. на 100 руб. доходов.

Результаты расчетов сводятся в таблицу 7.2.

Таблица 7.2 – Основные направления в работе предприятия                                   по снижению себестоимости 100 руб. доходов

Наименование фактора

Влияние на уровень себестоимости 100 руб. доходов

абсолютное, руб.

относительное

1 Изменение объема и ассортимента услуг

8,5

1,091

2 Изменение удельной себестоимости    единицы услуги связи

20,7

1,201

3 Изменение тарифов на услуги связи

- 29,6

0,760

Общее изменение себестоимости 100 руб. доходов

- 0,4

0,996

Из приведенных в таблице 7.2 данных видно, что организация снизило уровень себестоимости 100 руб. доходов в основном за счет повышения тарифов на услуги связи (на 24 %). Все остальные факторы повлияли на повышение себестоимости 100 руб. доходов. Таким образом, экономическую политику организации по снижению себестоимости 100 руб. доходов нельзя признать правильной.

Пятое действие. Делаются выводы по результатам анализа и выявляются основные направления экономической политики предприятия связи на следующий (плановый) период. Для этого используются данные таблицы 6.2.

Приоритетными направлениями по повышению использования материальных ресурсов являются.

1. Формирование оптимального соотношения ценовой и тарифной политики предприятия.

2. Снижение материалоемкости услуг связи (влияние очень слабое).

Для выявления причин и разработки рекомендаций по каждому  направлению проводится более детальный анализ себестоимости по элементам, видам и статьям затрат.

7.3 Анализ себестоимости по элементам затрат

Цель анализа – выявить основные источники снижения себестоимости 100 руб. доходов, связанные с улучшением использования ресурсов и управления производством и оценить работу предприятия по их реализации в текущем году.