Сравнительный анализ и контроль. Сравнительный анализ данных бюджетирования

Страницы работы

Содержание работы

 Тема 14. Сравнительный анализ и контроль

Сравнительный анализ данных бюджетирования

В подсистеме бюджетирования можно проводить несколько видов сравнительного анализа:

Рис 14.1. Виды сравнительного анализа

План-факт анализ подразумевает сравнение плановых и фактических данных за определенный период с целью выявления отклонений и анализа причин этих отклонений.

Сценарный анализ отвечает на вопрос "Что если?", то есть позволяет прогнозировать деятельность компании в различных ситуациях. Например, если в систему введены три сценария – оптимистичный, пессимистичный и наиболее вероятный – то сценарный анализ позволит сравнить планируемую результативность компании в каждом из трех случаев.

Анализ динамики позволяет оценить как фактическую, так и планируемую динамику изменений определенных бюджетных показателей за произвольное число периодов.

Для реализации сравнительного анализа оборотов по бюджетам в системе предусмотрен отчет "Сравнительный анализ оборотов по бюджетам". (Меню: Бюджеты -> Сравнительный анализ оборотов бюджетов)

Рис 14.2. Отчет "Сравнительный анализ оборотов по бюджетам"

Этот отчет позволяет сравнивать между собой произвольное количество наборов данных, что позволяет проводить сравнительный анализ любого из видов, описанных выше.

Рассмотрим возможности настройки этого отчета:

Рис 14.3. Настройка сравнительного анализа оборотов

По умолчанию отчет будет строиться по всем статьям оборотов, однако если указать счет бюджетирования в поле "Статья баланса", то в отчет попадут только статьи, влияющие на остаток этого счета. Например, если выбран счет 2082 "Счета в банках", то в отчет попадут только статьи оборотов, отражающие безналичное движение денежных средств.

Основой построения отчета является таблица "Сценарии для сравнения". В ней необходимо указать, какие наборы данных нужно сравнить в рамках одного отчета. В колонке "Вид данных" указывается, какие данные должны попасть в набор – фактические или плановые (данные сценария). Для плановых данных необходимо указать также сценарий. После этого для каждого набора данных необходимо указать период, за который эти данные будут анализироваться. Период у различных наборов данных может различаться. Например, при анализе динамики, скорее всего, будут сравниваться одинаковые по сути данные, но за различные периоды. В данном примере представлено заполнение таблицы для план-факт анализа. В таблице присутствуют плановые и фактические данные за один и тот же период.

При любом виде анализа один из наборов данных признается эталонным, а все остальные с ним сравниваются. Эталонный набор данных должен находиться в первой строке таблицы (выделен жирным шрифтом). При необходимости сменить эталонный сценарий достаточно поменять порядок строк, так чтобы нужный сценарий оказался первым.

В таблице "Показатели для сравнения" необходимо отметить показатели, которые будут сравниваться в каждом из выбранных сценариев. Это может быть количество, сумма в валюте управленческого учета или сумма в валюте операции.

Настройка способа сравнения осуществляется при помощи отметок:

  • Выводить отклонения, абс. – при установке отметки для каждого сравниваемого периода будет выводиться абсолютное отклонение от эталонного.
  • Выводить отклонения, %. – вывод отклонения от эталонного сценария в процентном выражении.

·  Рис 14.4. Вывод абсолютных и относительных отклонений

  • Детализировать по периодам – установка этой отметки позволяет получить детализацию данных всех сценариев по периодам. Так, если анализируются данные за год, а периодичность сценария – месяц, то данные за год будут представлены в разбивке помесячно.

·  Рис 14.5. Детализация по периодам

Если в списке сравниваемых данных присутствуют сценарии разной периодичности, то детализация будет произведена по максимальному периоду. Периодичность детализации фактических данных также определяется максимальной периодичностью сценария. Так, если в списке сравнения присутствуют месячный и квартальный сценарий, то детализация будет поквартальной.

На закладке "Группировки" можно задать дополнительные группировки строк отчета, например, ввести группировку по ЦФО:

Рис 14.6. Настройка группировок в отчете

На закладке отбор можно наложить произвольные условия на статью оборотов и измерения бюджетирования:

Рис 14.7. Настройка отборов данных для сравнения

Наконец, закладка "Поля" позволяет вывести в отчет колонки с дополнительной информацией.

Для сравнительного анализа остатков по счетам предусмотрен отдельный отчет "Сравнительный анализ остатков на счетах бюджетирования" (Меню: Бюджеты -> Сравнительный анализ остатков на счетах бюджетирования)

Рис 14.8. Отчет "Сравнительный анализ остатков на счетах бюджетирования"

Настройка отчета аналогична предыдущему отчету, только в сценариях указывается не период, а дата, на которую сравниваются остатки. Соответственно, детализация по периодам отсутствует.

Рис 14.9. Настройка сравнительного анализа остатков

Сравнительный анализ можно также проводить по конкретным бюджетам. Для этих целей в системе предусмотрен отчет "Сравнительный анализ оборотов по бюджету" (Меню: Бюджеты -> Сравнительный анализ оборотов по бюджету). При настройке отчета обязательно указывается бюджет, сравнительный анализ которого необходимо выполнить.

Рис 14.10. Отчет "Сравнительный анализ оборотов по бюджету"

В данном отчете производится сравнительный анализ как оборотов по статьям бюджета, так и остатков по счетам бюджета на начало и конец периода. Порядок настройки отчета аналогичен отчетам, рассмотренным выше. Дополнительно существует возможность вывода статей, которые присутствуют в бюджете, но по ним не было оборота за указанный период. Для этого необходимо установить отметку "Выводить строки без оборотов":

Похожие материалы

Информация о работе