Психолого-педагогическая характеристика ученика 8 класса с высокой успеваемостью (на примере учащегося в 8 «А» классе СОШ № 49 г. Гомеля), страница 2

Психологические особенности личности учащегося

Ценности и ценностные ориентации, К предпочитаемым ценностям у Дмитрия относятся здоровье, семья, хорошие друзья, честность, правдивость, искренность, доброта, ответственность. Эти ценности для мальчика являются значимыми, составляющими его мировоззрение, объясняющие его поведенческие реакции, жизненные стремления. К группе тех ценностей, без которых можно обойтись, Дмитрий  отнес следующие: высокая зарплата, чувство юмора, умение уважать чужие вкусы, обладание модными вещами.

Самооценка. В результате наблюдения было выявлено, что у Дмитрия адекватная самооценка. Он не считает, что он идеал. Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки, трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не слишком легкие и не слишком тяжелые. Он соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении собственных недостатков. Дмитрий ставит перед собой реальную цель, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Мальчик не преувеличивает свои способности по отдельным предметам, признаёт, что не все очень хорошо понимает предметы, но старается их выучить, разобраться. Он уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию. Мальчик верен своему слову, добровольно признается в своих проступках и того же требует от своих одноклассников.

Общительность, межличностные отношения. В классе Дмитрий является одним из  лидером (по результатам социометрии класса, проводимой классным руководителем). Мальчик пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела. Дмитрий  уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, помогает тем, кто нуждается в его помощи, искренние сочувствует другим. Охотно выполняет общественные поручения. На товарищей оказывает положительное влияние. Если большинство учащихся не поддерживают его мнения и высказывания, то он перестраивается и делает вид, что изначально был со всеми согласен. Со сверстниками почти никогда не ссорится. Дмитрий - общительный человек, в классе есть друзья – Ерин Влад, Чернецкий Влад, Прус Стас, Борисенко Олег, но общается и со многими одноклассниками. Вне школы также есть друзья. Дмитрий всегда советуется с ними, доверяет, уверен в их понимании, дорожит мнением друзей. В людях мальчик не любит обмана, лицемерия по отношению к себе и окружающим, а ценит больше всего доброту, правдивость, искренность, вежливость, целеустремленность, трудолюбие, старательность и другие положительные качества. Не допускает в "своем общении нецензурных слов, вежлив и тактичен.

Особенности эмоциональной сферы: обычно на уроках Дмитрий спокоен и серьёзен (но иногда отвлекается), а на переменах настроение у него жизнерадостное, да и вообще он оптимистически смотрит на жизнь. Редко бывает чем-то раздражен, недоволен или встревожен. Но Дмитрий не всегда сдержан, не всегда владеет собой (но да агрессии никогда не доходит) и не умеет контролировать эмоции, однако его не так легко вывести из равновесия. При ссоре он старается не конфликтовать, не подает вида, что расстроен, хотя внутренне очень переживает. На грубость в его адрес отвечает спокойно, лишь иногда раздражаясь. Но в общем мальчик не склонен к беспокойству, устойчив по отношению к внешним воздействиям, вызывает доверие, В ходе наблюдений за учеником признаков наличия неблагоприятных эмоциональных переживаний ненаблюдалось.  У Дмитрия нормальный уровень тревожности,  но он повышается в ситуациях публичного выступления перед незнакомыми людьми.