Электромагнитная левитация требует значительного расхода электроэнергии. Обычно на тонну экипажа затрачивается порядка 1.5 кВт мощности. С целью уменьшения этого показателя разработан вариант подвески [16], согласно рисунку 1 с использованием постоянных магнитов на основе сплавов редкоземельных металлов с высокими энергетическими характеристиками и высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП). Последние выполнены по технологии, позволяющей получать отдельные элементы крупнозернистой структуры с высокими значениями рабочих токов. Рисунок 1 ВТСП расположены в целевом зазоре реактивной полосы и играют роль диамагнитных стабилизаторов. Суммарная сила взаимодействия активной и пассивной частей системы определяется как разность сил притяжения полюсов магнита и силы выталкивания диамагнетика из зазора ферромагнитного шунта. При этом возникает принципиальная возможность получить устойчивые состояния подвеса как при размещение его над путевой структурой с опорой на силу отталкивания, так и под путевой структурой с опорой на силу притяжения[16]. Согласно выполненым исследовании масса ВТСП составляет менее 7% от массы магнитов, ЛАД и сервомеханизмов управления. 1 Принципиальные конструктивные схемы тяговых линейных двигателей Применение линейных машин в транспортных системах диктуется рядом существенных достоинств. Линейные двигатели обеспечивают непосредственное прямолинейное перемещение, позволяя исключить передаточный механизм в виде преобразователя движения; снимают ограничения на сцепление колес с рельсом и действия центробежных сил, действующих на колесо; открывают возможность неограниченного увеличения скорости движения, преодолевания больших уклонов, сокращения пути и времени разгона и торможения, исключения юза при торможении и уменьшений или полного исключения износа пути. Первое применение их на железнодорожном транспорте связано с именем инженера Зедена А., получившего в 1902 году французский патент на двухсторонний тяговый ЛАД. (Рисунок 2) Рисунок 2 В типичной современной конструкции ЛАД высокоскоростного наземного транспорта (ВСНТ) индуктор 1 (Рисунок.З) расположен на экипаже и перемещается относительно неподвижной реактивной полосы 2, выполненной из алюминия со стальной подложкой. В ряде случаев, однако, более предпочтительной оказывается обращенная конструкция с длинным индуктором на пути. В этом случае упрощается решение проблемы энергоснабжения ЛАД при скоростях движения 400-450км/ч. |
||||||
КСУИ.214346.001 |
Лист |
|||||
5 |
||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
Рисунок3 Наряду с двухсторонним расположением индукторов разрабатываются также конструкции ЛАД ВСНТ с односторонним индуктором при горизонтальном расположении активных элементов. В этом случае представляется возможным уменьшить воздушный зазор при сохранении существующей путевой структуры и проще преодолевать узлы развязки пути. Наиболее высокие показатели Сэ≈b5 при cosφ≈0.7 имеют двигатели Гембаля (по французскому патенту 1970 года) с трехсторонним активным индуктором с кольцевой обмоткой. (Рисунок 4)
Рисунок 4 Рисунок 5 Индуктор 1 здесь крепится к швеллерной балке 2 с токоподводящей системой 3. Эти двигатели выполняются с повышенной плотностью тока и циркуляционным водяным охлаждением. ЛАД пригородного сообщения Шереметьево-Москва выполнены по двухсторонней схеме, показанной на рисунке 5. Скорость движения экипажа ВСНТ с ЛАД зависит от скорости перемещения поля Vn=2fτ, где f - частота питающего тока; τ -полюсное деление. При большой скорости приходится увеличивать f посредствам СПУ, так как увеличение τ приводит к увеличению длины лобовых соединений обмотки и высоты ярма индуктора. СПУ, рассчитываемая на максимальную мощность ЛАД, как видно из таблицы 2, имеет значительную массу. Отказаться от СПУ возможно при использовании ЛАД с поперечным замыканием магнитного потока φ(рисунок 6),которых высота ярма индуктора от полюсного деления не зависит. В таких двигателях к тому же ослаблено влияние концевых эффектов и они имеют повышенную надёжность обмоток индуктора, выполненных в виде катушек 1. Рисунок 6 |
||||||
КСУИ.214346.001 |
Лист |
|||||
6 |
||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.