Оценка личности Ивана Грозного европейцем XVI века

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Оценка личности Ивана Грозного европейцем XVI века

Поплаухин И..
11 кл., Гимназия №1514, г.Москва

Послать другу >

Обсудить в форуме >

Добавить в закладку >

Введение

Эта работа связана с изучением личности русского царя Ивана IV. Я поставил перед собой задачу сопоставить описание Грозного историками с описанием, которое дал царю его современник Антонио Поссевино. Поссевино был иезуитом, посланным в 1581 году в Россию в качестве посредника между Римом и царем Иваном IV. Папская курия уже давно прилагала усилия заручиться поддержкой России в борьбе против Османской империи. Для этого следовало наладить стабильные отношения с русским царем. Затем предполагалось обратить его в католическую веру и подготовить почву для распространения католицизма по всей России, вместе с этим приобретя союзника против протестантов. Именно с такими поручениями Поссевино выехал из Рима 27 марта 1581 года. Прибыв в Россию, он начинает осуществлять план курии, периодически сообщая о своих достижениях в Рим. В это самое время Россия вела войну за выход к Балтийскому морю и налаживание торгово-экономических отношений с западноевропейскими государствами. Противниками русских выступала Речь Посполитая. Поссевино входит в доверие польского короля Стефана Батория и описывает ему прекрасные перспективы для Речи Посполитой, если она посодействует Риму во внедрении католической веры в России. Для Грозного же Поссевино хочет казаться миротворцем, чтобы втереться к нему в доверие и осуществить планы Папской курии. Римский посланник сталкивается со всяческими сложностями, но продолжает свою миссию. Однако, в конечном счете, он потерпел неудачу, объясняющуюся главным образом смутным представлением Ватикана о положении дел в России. Тем не менее, Поссевино считал, что он проторил дорогу будущим посланцам папского престола. В книгах иезуита видна разработанная им система пропаганды католической религии в странах, не принадлежащих к католическому миру. Попытки Поссевино по-своему оценить нравы русского народа и самого Ивана IV – очень тонкий психологический момент. Это взгляд европейца на новую и совершенно незнакомую ему традицию. Таким образом, сочинения А.Поссевино представляют не только несомненную историческую, но и культурную ценность для исследователей. Несмотря на некоторые фактические ошибки, они содержат много материала, являющегося уникальным источником о социально-политической истории России второй половины XVI века, ее дипломатии и внешней политике. Источник, на который я опираюсь в своей курсовой работе для изучения позиции Поссевино в отношении личности Ивана Грозного, представляет собой собрание его сочинений о Московии (России).

Существует очень много подходов к изучению личности Ивана Грозного и его политики. В качестве книг для сопоставления мною использовались очерки Р.Ю.Виппера («Иван Грозный») и Р.Скрынникова («Великий Государь Иоанн Васильевич Грозный»). Неслучайно книги именно этих двух мыслителей выбраны для анализа. Виппер выбран как типичный исследователь дореволюционной историографической традиции, для которой был характерен интерес к внешнеполитическим аспектам. Виппер, кроме того, был убежденным монархистом. Скрынников – представитель советской историографии, уделяющий внимание анализу взаимодействия социальных групп и через это описывающий данную эпоху.

Целью работы являлось изучение концепций этих авторов и выяснение того, насколько написанное каждым из них соответствует фактам, представленным Поссевино, с тем чтобы после сопоставления сделать некий итоговый вывод.

1. Характеристика Грозного по Поссевино

1.1. Внутренняя политика

Царь Иван Грозный добился предельной зависимости от себя своих подданных – как физической, так и психологической. В его государстве установлены суровые неукоснительные законы: выезд из государства ограничен, митрополит назначается царем, все преступники подвергаются высшей каре (вне зависимости от их положения), полная власть над всеми землями принадлежит царю. Все зависит от царской воли, и никто не может с уверенностью сказать, что имеет какую-либо личную собственность. Путем частых принужденных переселений людей царь пресекает заговоры. При малейшем подозрении следует немедленная казнь человека, его семьи, слуг и даже непричастных лиц.

Все золото и серебро, ввозимое в Московию, князь забирает в казну. Если послы возвращаются откуда-нибудь с дорогими дарами, царь эти дары тоже отбирает.

Одежды его – до пят – напоминают одежды епископа, а люди рядом похожи на дьяконов, помогающих в церковной службе. Этим царь, очевидно, показывает, что он имеет большое влияние на церковь в своей стране и отчасти сам является духовным лидером.

1.2. Внешняя политика

Иван IV будто бы намеренно демонстрирует иностранным послам свое могущество. Он очень пышно и богато одет и держит при себе людей, одетых так же (если у них нет таких нарядов, он им одалживает). Очень часто царь пытается привлечь на свою сторону некоторых государей тем, что в грамотах присваивает себе почетные титулы. Царь очень огорчается, когда в посланных ему грамотах нет по крайней мере такого титула, где упоминаются некоторые области, принадлежащие ему (Казань, Астрахань и т.п.).

После завоевания Ливонии Грозный лелеял надежду на продвижение в Германию и дальше на запад. Часто все обещания Грозного и все его уступки имели одну цель – расширение границ Московии любыми способами, все остальное – не важно.

Когда царь навел страх на Литву и Ливонию, он перестал сомневаться, что ему откроется такой же доступ в другие страны. Еще до этого Грозный успешно захватил Казань и Астрахань при помощи пушек и других приспособлений, не знакомых татарам. В 1550 году Грозный нарушил 50-летнее перемирие с Ливонией, сославшись на разрушение русских храмов в Дерпте и Ревеле. Он захватил большую часть Ливонии, чем вызвал гнев Польши. Однако позже царь столкнулся с трудностями: ему приходилось размещать гарнизоны в чрезвычайно удаленных друг от друга областях. Война разорила Московию, народ редел, многие умирали от чумы. Окончательно подорвали силы царя постоянные набеги татар и победы короля Стефана в течение последних трех лет. Когда у русских начались потери, сам царь тоже внутренне сдал, хотя внешний вид княжеского величия не изменился. После многократных попыток заключения мира с польским королем, Иван Грозный обратился к папе Римскому, чтобы тот посодействовал. Для этой миссии был выбран иезуит Антонио Поссевино – он выступил посредником между Польшей и Московией. Грозный послал своих послов к полякам. От лица царя они провозгласили, что Ливония от начала мира принадлежала московским князьям (это, однако, не подействовало), и поэтому Москва на данный момент воздерживается от кровопролития. На самом деле силы Ивана Грозного к этому моменту уже просто иссякли. В итоге царю осталось всего четыре захваченных поляками городов (Луки, Холм, Невель, Велиж и псковские пригороды), Баторию осталась вся Ливония.

1.3. Отношение подданных

Похожие материалы

Информация о работе