5. Сопоставление книг Виппера и Скрынникова на предмет миссии папского легата Поссевино
Необходимо особенно пристально исследовать концепции Виппера и Скрынникова в отношении этого сюжета, т.к. он непосредственно связан с источником, на который я опирался в курсовой работе.
В книге Виппера Грозный обращается в Рим в разгар тяжелого кризиса в Московии. Когда уже не остается никаких надежд на урегулирование отношений со Стефаном Баторием (польским королем), царь вспоминает о желании сближения римских пап с сильной Московской державой. Папа радостно отреагировал на готовность русского царя войти в контакт с католической церковью – распространение каталицизма в Московии сделало бы ее сильным союзником христианских государств, объединенных против турок. Однако, когда папский посланник Поссевино, прибыв в Москву, пытался вести с Грозным беседы о религии, тот оставался необычайно сдержанным в этом вопросе (I, с.197-199). Царя реально интересовало только посредничество папского престола в подписании перемирия с Польшей. Грозный сымитировал готовность вступления в союз католических монархов только ради своих выгод – это был хитрый дипломатический ход. Перспективы привлечения Москвы в лоно латинской веры оставались так же туманны, как и раньше. Так пишет о миссии Поссевино Виппер.
В книге Скрынникова мотивы, которыми руководствовался Грозный, сближаясь с Ватиканом, и выгоды, которые мог извлечь папа из этого сближения – те же, что и у Виппера. Стоит, однако, отметить, что у Скрынникова этому сюжету уделено больше места (II, с.529-531). Он тщательно описывает заседания, на которых Поссевино пытался обратить Грозного в католическую веру. Эти описания полностью совпадают с тем, что писал сам Поссевино в своем сочинении (Прил., Беседы о религии) – вплоть до тех мест из Писания, на которые ссылался папский легат. Московское духовенство не пожелало возобновить публичный диспут о вере с ученым иезуитом (в то время светская власть повелевала духовной, так что фактически, это было решение самого царя). Это упрочило престиж Грозного как поборника православия. Из словесного поединка с папским легатом он вышел победителем, показав свою эрудицию. Стоит отметить, что Скрынников здесь использует ту же фразу, что мы уже видели у Поссевино: «Царь Иван считает себя избранником божьим, почти светочем, которому предстоит озарить весь мир, он считает, что нет никого более ученого и более исполненного истинной религией, чем он сам». (Прил., Кн.2, п.22).
6. Сопоставление текста Поссевино с Виппером и Скрынниковым
Для начала следует обратиться к разъяснению некоторых исторических фактов, которые в той или иной мере связывают текст Поссевино с представленными текстами отечественных историков.
«Все зависит от царской воли и никто не может с уверенностью сказать, что имеет какую-либо личную собственность». – Эти слова Поссевино, судя по всему, можно отнести к последствиям земельных реформ Грозного, когда доминирующей формой земельной собственности стала государственная поместная собственность. И эти слова Поссевино схожи с Виппером и Скрынниковым, но в большей степени со Скрынниковым: Виппер описывал реформу Грозного как военно-организационную меру, Скрынников же несколько расширил ее понятие. Также приведенная цитата из текста Поссевино может иметь отношение к массовой конфискации фамильных вотчин, и в этом цитата схожа со Скрынниковым (Виппер об этом не писал). Однако, конфискация земель имела место только в эпоху опричнины, а Поссевино прибыл в Московию гораздо позже. Впрочем, римский посол часто обращался к московитам, чтобы они рассказали ему о деяниях своего царя. То, что Поссевино слышал от них, он записывал, не разбираясь, было ли это в прошлом или продолжается до сих пор.
«Путем частых переселений царь пресекает заговоры». – Здесь, видимо, речь идет о мерах, которые царь принимал во время опричнины (вряд ли это еще практиковалось в те годы, когда Поссевино посещал Московию). В этом слова Поссевино очень схожи со словами Виппера о «рамках, в которых постоянно меняется содержание» – о частом насильственном переселении людей из опричнины в земщину и наоборот.
«При малейшем подозрении следует немедленная казнь человека, его слуг, семьи и даже непричастных лиц». – Имеются в виду эпохи репрессий, когда Грозный казнил очень многих людей. В этом слова Поссевино схожи со Скрынниковым, который очень немалую часть своей книги о Грозном снабдил рассказами о кровавых репрессиях, которые царь учинял в разные периоды своего правления. Виппер упоминает о репрессиях только в связи с опричниной, да и то вскользь.
«Все золото и серебро, ввозимое в Московию, князь забирает в казну. Если купцы возвратились откуда-нибудь с дорогими дарами, царь эти дары тоже отбирает». – Имеется в виду зависимость московского купечества от правительства, его несамостоятельность. В этом слова Поссевино схожи с Виппером и Скрынниковым – они оба писали о поддержке царя купечеством.
«Грозный хотел выставить войну как праведный крестовый поход против неверных». – Здесь мы видим аспект влияния религиозных установок царя на его внешнюю политику, или же просто хитрую уловку Грозного для более легкой манипуляции народом. Это схоже с Виппером, писавшим о том, что часто религиозные увлечения среди правящей знати влияли на ее политику (поход на Казань – поход против неверных). Эти увлечения мог перенять и царь, который был очень набожным.
«После завоевания Ливонии царь планировал продвижение в Германию и дальше на запад». – Эти слова схожи с Виппером, который писал о Грозном как о борце по «прорубанию» окна в Европу. Скрынников писал о желании Грозного добиться выхода в Балтийское море, но не писал о дальнейших планах царя.
«Война разорила Московию, народ редел, многие умирали от чумы». – Это упоминание о кризисе, постигшем Московию в конце 60-х годах. Об этом кризисе писал и Виппер, и Скрынников. Но у Виппера этот кризис начался в большей степени из-за затяжной войны, на обстановку в стране влиял внешний фактор. Скрынников же ищет предпосылки кризиса внутри страны. Таким образом, слова Поссевино больше соответствуют Випперу, чем Скрынникову.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.