Социальная и экономическая роль информационных технологий обусловлена тем обстоятельством, что они, являясь совершенно новым ресурсом, задают две главные, фундаментальные черты информационного общества: а) демассификацию и дестандартизацию всех сторон экономической и С0циальн0й жизни и б) высокий уровеень инновативности, высокую скорость происходящих в обществе изменений.
Если в индустриальную эпоху технология стандартизировала не только продукты производства, но труда, квалификации, психологии, идентичности и стиля жизни, то современные информационные технологии их дестандартизируют. Массовое стандартизированное производство заменяется новой системой информатизированного производства. Конечным продуктом такого производства являются не миллионы идентичных стандартизированных товаров, а индивидуализированные продукты потребления и услуги. Наилучшим способом организации такого производства и труда становится "адхократия”— временная, ситуативная организация, направленная на решение какой-то конкретной задачи, реализацию конкретного проекта, в котором каждый организационный компонент является свободным модулем и взаимодействует с другими компонентами организации не только по вертикали, но и по горизонтали. Решения, принимаемые адхократией, как товары и услуги, дестандартизированы. Работа для большинства людей становится вариативной, дестандартезированной, не повторяющейся и ответственной, требующей от индивида способности к свободе действий, принятию самостоятельного решения, оценке и суждению, постоянной готовности сменить сферу занятости, профессию. .Но такое качество труда порождает и психологическое напряжение, стресс, страх оказаться безработным в силу того, что ты “устарел”, “отстал”, “не успел”. К этому следует добавить, что высокий уровень инновативности, скорости изменений и непредсказуемости, нестандартизированности социального контекста не позволяет индивиду .выработать устойчивую ориентацию в мире, затрудняет управление своей карьерой, своей трудовой жизнью. Одновременно с этим идет процесс сведения труда до минимума: информационные общества благодаря новым технологиям производят все больше богатства все меньшим количеством трупа. Растет количество “потенциально безработных”.
“Новая безработица” — явление, которое сформировалось в начале 80-х гг. и продолжает существовать устойчивым образом. Беспрецедентный рост безработицы в начале 80-х гг. породил множество экономических, социальных и культурных проблем, заставил социологов по-новому взглянуть на современный ее характер и обусловливающие причины. Наибольшее внимание Здесь привлекает уже довольно устоявшееся в социологии мнение о том, что современная безработица стала системной и что современные безработные не являются какой-то случайной группой.
При классических спадах или депрессиях фабрики и организации закрывались и люди умирали с голоду до тех пор, пока не открывались эти же самые старые фабрики и организации с теми же самыми рабочими местами. Сейчас во многих случаях старые фабрики и учреждения никогда более не открываются вновь, а если и открываются, то, вероятнее всего, они не имеют тех же самых рабочих мест. При этом создание новых, рабочих мест на новых производствах и в сфере услуг не решает мгновенно проблемы безработицы, поскольку новые рабочие места-— это прежде всего новые профессии, которыми работники старых производств не владеют.
Чтобы занять вновь созданные рабочие места, рабочие старых традиционных производств должны переучиться. Переобучение — процесс непростой, в ходе которого они должны не только овладеть новыми трудовыми навыками, но и адаптироваться к новым социально-культурным и техническим условиям. Однако для рабочих старших возрастных групп в силу их вполне понятного консерватизма этот процесс небезболезнен. Сам процесс переучивания и переподготовки,, естественно, требует определенного времени, поэтому даже если все оставшиеся без работы вовремя получат Информацию о новых рабочих профессиях и вовремя сориентируются, то все равно в обществе будут безработные.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.