Ответы на экзаменационные вопросы № 1-25 по дисциплине "Охрана труда" (Основные задачи эксплуатации и обязанности энергоуправлений. Ликвидация аварии при повреждении основного оборудования (генератора и трансформатора связи) электростанции), страница 5

Частичная потеря возбуждения может произойти в случае работы ТГ без автоматического регулятора возбуждения и неправильного действия персонала при перераспределении активных и реактивных нагрузок между ним  и другими работающими  генераторами, при некоторых повреждениях в цепях возбуждения и т.д.

Асинхронный момент наводит в роторе токи с частотой вращения. Обмотка возбуждения поэтому д.б. замкнута на гасительное сопротивление. С увеличением скольжения асинхронный момент возрастает. Когда он станет равным моменту турбины наступает установившийся асинхронный режим. Активная мощность обычно снижается.

Напряжение на выводах ТГ также может снижаться до 70% от ном. ,если происходит такое снижение, то снижается производительность мех-ов СН, что может привести к останову блока, поэтому СН переводят на резервный источник или автоматически снижается нагрузка. Большое скольжение может привести к перегреву ротора и обмотки торцевых зон статора.

Асинхронный режим позволяет при потере возбуждения сохранить в работе генератор, но должны соблюдаться след. Условия:

1) активная нагрузка д.б. снижена до 40% от ном.;

2) продолжительность асинхр. режима д.б. не более 30 мин. для генераторов с косвенным охлаждением, 15 мин- для генераторов с непосредственным.     

Асимметричный режим работы генератора возникает при неравенстве токов в фазных обмотках. Это м.б. результат наличия офнофазных нагрузок, обрыва фазного проводника, неполнофазного отключения, при несимметричных КЗ.

При несим. р-ме проявляются токи обратной последовательности, которые вызывают дополнительный перегрев, особенно в торцевых зонах ротора, а также вызывает вибрацию. Допускается длительная работа ТГ при разности токов  до 10% от ном. и 20% для ГГ, при этом токи фаз не должны превышать ном. значения.

При несим. КЗ и неполнофазной коммутации несимметрия очень велика и она может вызвать оплавление клиньев колец.

Допустимая продолжительность такого режима определяется термической стойкостью ротора. При несим. режиме нужно снизить активную и реактивную нагрузку Г до такого значения , при котором разность токов снизиться до допустимой , если в течение 2 минут Г не удается снизить или устранить несимметрию, Г отключается от сети.


13. Основные повреждения статора и ротора генератора, способы их обнаружения и их устранения.

Повреждения статора генератора.

Примерно половина всех повреждений приходится на статор генератора, из этой половины 65% составляют повреждения изоляции статора, 25% происходит в местах соединения стержней  обмоток, остальные 10% -   повреждениямагнитопроводов, ослабление крепления обмотки, стяжных болтов и др.

Повреждения изоляции по месту своего возникновения разделяются на повреждения в пазу, повреждения при выходе из паза и повреждения в лобовых частях. Основной причиной этих повреждений является наличие слабых мест из-за нарушения технологических норм при изготовлении изоляции. Пробой в этих ослабленных местах происходит  при перенапряжениях, замыканиях на землю, нагреве обмотки сверх допускаемых температур.

Контроль за состоянием соединений  между стержнями ведётся двумя методами: измерением активного сопротивления обмотки и проверкой нагрева соединений на ощупь.

Ощупывание лобовых  частей для установления наиболее нагретых мест производится после остановки генератора или после нагрева обмотки током искусственного трёхфазного короткого замыкания. Соединения, значительно более нагретые по сравнению с другими, проверяются путём вскрытия изоляции.

Повреждения ротора генератора.

Повреждения роторов составляют около 20% всех повреждений генераторов. Повреждения роторов вызываются в значительной степени механическими усилиями, возникающими при вращении. При пуске генераторов появляются центробежные усилия, прижимающие  обмотку к клиньям паза; при остановке генератора эти усилия исчезают и обмотка опускается на дно паза. При ослаблении закреплений обмоток ротора, в первую очередь страдает изоляция обмотки, вследствие чего возникают замыкания на корпус ротора и витковые замыкания,  которые могут вызвать опасные вибрации машины.