Поскольку начальный объем вытеснителя мал, быстрый рост давления в
вытеснителе при открытии в клапана пневмомагистрали, соединяющей пневмобаллон с
газовой полостью вытеснителя, может привести к сильному удару, скачку усилия
гидроцилиндров и значительной вибрации ТПК и изделия. Для того, чтобы смягчить
этот удар, можно уменьшить проходное сечение газовой магистрали, соединяющей
пневмобаллон и газовую полость вытеснителя или поставить в ней дроссель
постоянного сечения. Однако в дальнейшем, когда начнется подъем, это приведет к
большим потерям на этой магистрали, замелит ход подъема и приведет к ударам при
переключении ступеней. Поэтому целесообразно сделать так, чтобы проходное
сечение газовой магистрали постепенно увеличивалось от нуля до максимального
значения. Это позволит замедлить скорость возрастания давления в вытеснителе и
смягчить начало подъема. Поскольку зависимость сечения от времени является
монотонной и достаточно равномерной, то для изменения сечения целесообразно
использовать пневмоклапан с гидравлическим тормозом, который по подаче команды
на начало подъема будет постепенно открываться, выдавливая жидкость из
тормозной камеры через малое калиброванное отверстие. Желательное значение
времени открытия такого клапана составляет 3-4 с.
Другой особенностью данной схемы является более сложный закон изменения
проходного сечения дросселя 6, расположенного в напорной гидравлической
магистрали. При выбранных координатах опорных точек силового треугольника
равновесное давление возрастает практически до начала выдвижения третьей
ступени. При этом давление в пневмобаллоне уменьшается по адиабатическому
закону. Очевидно, что в момент переключения со второй на третью ступень давление
в пневмобаллоне должно с определенным запасом превышать равновесное давление.
Следовательно, на начальной стадии разность давления в пневмобаллоне и
равновесного давления будет достаточно большой и если ее не уменьшить, ТПК
будет ускоряться с большим ускорением, что опасно и само по себе и из-за
большой скорости подъема при переключении ступеней. Поэтому дроссель на
напорной магистрали в процессе подъема должен все время изменять проходное
сечение в соответствии с изменением разности давления в пневмобаллоне и
равновесного давления, а также с учетом необходимости восстановления усилия
гидроцилиндров при переключении ступеней.
Результаты расчетов для схемы с пневмобаллоном приведены на рис.
2.20-2.27. Расчеты показали, что для надежного подъема начальное давление в пневмобаллоне
должно составлять 256 кг/см2 при объеме баллона 250 литров.
Рис.
2.20. Зависимости выдвижения (а) и скорости выдвижения (б) гидроцилиндров от
времени.
Рис.
2.21 Зависимость угловой скорости подъема ТПК от времени.
Рис.
2.22 Зависимости давлений в пневмобаллоне (1), вытеснителе (2), рабочей камере
гидроцилиндров (3), и равновесного давления (4) от времени.
Рис.
2.23 Зависимость расхода газа из баллона в вытеснитель от времени.
Рис.
2.24 Зависимости фактического (1) и равновесного (2) усилий гидроцилиндров от
времени.
Рис. 2.25
Зависимости давлений (в вытеснителе - черная линия, рабочей камере
гидроцилиндров - синяя линия, камере противодавления - красная линия и равновесного
давления - зеленая линия) – а; массовых расходов жидкости в напорной (верхняя
линия) и сливной (нижняя линия) магистралях - б от времени.
Рис. 2.26 Зависимости ускорений нижней (черная линия),
центральной (синяя линия) и верхней (зеленая линия) точек изделия от времени.
Рис. 2.27 Зависимости давлений (в вытеснителе - черная линия, рабочей камере
гидроцилиндров - синяя линия, камере противодавления - красная линия и равновесного
давления - зеленая линия) (а); площади проходного сечения дросселя в магистрали
слива из камеры противодавления (б); массовых расходов жидкости в напорной
(верхняя линия) и сливной (нижняя линия) магистралях (в); фактического (черная
линия) и равновесного (синяя линия) усилий гидроцилиндров (г) и угловой
скорости ТПК (д) от угла подъема ТПК.
В отличие от схемы с зарядом твердого топлива, давление в вытеснителе
нарастает равномерно и быстро и практически сразу ТПК начинает подниматься. При
выбранной скорости открытия клапана в пневмомагистрали, соединяющей пневмобаллон
с газовой полостью вытеснителя, открытие клапана вызывает значительную вибрацию
системы, однако амплитуды виброускорений (см. рис. 2.26) при этом не превышают
соответствующие значения при переключении ступеней.